23.11.2024

Аудио рассказ «Европейская бронзовая скульптура эпохи Ар-Деко»

Представляем вашему вниманию новый аудио рассказ «Европейская скульптура эпохи Ар-Деко».

Стиль Ар-деко, появившийся в середине 1920-х годов, по праву можно считать наиболее изысканным и элегантным из всех стилей в искусстве XX века. Его возникновение связано с типичным французским представлением о роскоши и утонченности. Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко». На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны. Так возник стиль, для которого характерны обращение к геометрии, стилизованные мотивы, строгая эстетика новых материалов, пришедшая на смену замысловатым природным формам модерна.

Деметр Чипарус – один из ярчайших представителей ар-деко, работавших в стиле хрисоэлефантинной техники. Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля Art Deco в декоративной скульптуре из бронзы и слоновой кости. Традиционно выделяется три фактора воздействия на творчество мастера: «Русский балет Дягилева», искусство Египта и, в меньшей степени, авангардное искусство. Некоторые скульптуры Чипаруса были напрямую вдохновлены танцовщиками русской труппы – так, например, лица фигур скульптурной группы «Персидский танец» имеют портретные черты Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн, а костюм скульптуры «Морская звезда» в точности повторяет эскиз костюма Золотой Рыбки Л. Анненского для балета «Подводное царство» на музыку Н. Римского-Корсакова. Скульптор мог испытывать влияние русского театра и опосредованно, через адаптированные для широкой французской публики представления французских мюзик-холлов. Нередко Чипарус создавал свои скульптуры по фотографиям парижских танцовщиц – так, фигура «Танцовщица с обручем» является почти точным повторением известной в то время фотографии из альбома «Парижский мюзик-холл».
Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920-1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства, они совместили в себе элегантность и роскошь, воплотили сущность своего времени.

Художественный интерес к работам Чипаруса появился в 1970-е годы, а с 1990-х гг. он постоянно возрастает. Работы Чипаруса, представленные в музее «Собрание» можно детально рассмотреть в разделе коллекции «Западноевропейская скульптура».