16.11.2024
Звезды джаза. Банни Бериган
Роланд Бернард Бериган, или, как его все звали, Банни Бериган (Roland Bernard «Bunny» Berigan) – трубач, руководитель оркестра, один из лучших солистов эпохи свинга, родился в начале ноября 1908 года в городке Гилберт и вырос в Фокс-Лэйке, штат Висконсин. Он был типичным музыкальным вундеркиндом – с шести лет виртуозно играл на скрипке, в 10 лет – овладел игрой на трубе и уже тинэйджером выступал в составе оркестра своего деда, Джона Шлицберга. Очевидно, именно от деда Банни и унаследовал музыкальный дар, принесший ему славу.
Бернард Бериган играл в джазовом ансамбле Университета Висконсина, а вечерами – в танцевальных группах. В 1928 году он приехал в Нью-Йорк и попал в оркестр Хэла Кэмпа (Hal Kemp). Именно с бэндом Кэмпа, уже в 1930 году, музыкант записал свои первые блестящие соло на трубе и отправился в турне по Европе. По возвращении Бериган решил окончательно переехать на Восточное побережье.
Перемещение Банни в Нью-Йорк незадолго до начала Великой депрессии открыло ему дорогу к шумному успеху. Примерно в это время он встретил Донну МакАртур, молодые люди поженились в Сиракузах в мае 1931 года. В браке родились две дочери, Патриция и Джойс. Помимо работы в нескольких популярных группах, Бериган стал одним из популярнейших трубачей на радиостанции CBS1).
В 1931 году Банни был солистом в биг-бэнде Томми Дорси, с 1932 по 1933 – играл у Пола Уайтмена, в 1934 – у Эби Лаймана, а с 1935 по 1936 – у Бенни Гудмана. Весной 1935 года Банни принял участие в легендарном турне оркестра Гудмана, начавшемся как абсолютная беспросветная авантюра в разгар Великой Депрессии и закончившемся 21 августа триумфом в танцзале «Паломар» в Лос-Анджелесе – знаменитым концертом, который впоследствии стали считать точкой отсчета Эры Свинга.
В 1937 году Банни Бериган создал собственную группу и подписал контракт на запись пластинки с компанией «Victor». Но, несмотря на то, что его музыканты и он сам очень много работали, полная неприспособленность Банни к ведению бизнеса привела к быстрому краху ансамбля. Какое-то время талантливый музыкант играл и записывался со знаменитыми певцами и певицами – Бингом Кросби, с Милред Бэйли и Билли Холидей. С молодым тенор-саксофонистом Джорджем Олдом и Бадди Ричем на барабанах, у Беригана была довольно сильная по составу группа. Однако из-за его алкогольной зависимости и финансовых неудач у музыкантов вскоре после мощного старта начались проблемы. Несмотря на популярность солистов, оркестр воспринимался как второразрядный коллектив, возможности успешного старта были упущены.
В 1937 году Банни Бериган опять стал солирующим трубачом в оркестре Томми Дорси и сделал с этим оркестром одну из самых своих потрясающих записей: его соло в «Marie» считается настоящим шедевром. При этом соло звучало настолько мощнее хора и оркестра, что практически невозможно было поверить, что во время записи Банни стоял в 9 метрах от микрофона. Соло в композициях «Marie» и «Song of India» становятся настолько популярными, что в дальнейшем Томми Дорси заказал их аранжировку для целой оркестровой секции. Интересный факт, что «Song of India» была не чем иным, как «Песней индийского гостя» из оперы Николая Римского-Корсакова «Садко».
В том же году Банни вновь попытался собрать собственный ансамбль – и вновь столкнулся с постоянными трудностями и большими проблемами, как финансовыми, так и личными. Он записал свой самый известный хит – популярнейшую песню «I Can't Get Started». Известно, что Луи Армстронг, всегда признававший и высоко ценивший талант Беригана, в тот период отказался сделать свою запись «I Can’t Get Started», сказав, что это «песня Банни». Впоследствии, в 1975 году, та пластинка Беригана 1937 года будет включена в «Зал Славы Грэмми». Банни Бериган выглядел, как кинозвезда, его соло могло перекрыть секцию из трех труб, он был некоронованным королем 52-й улицы, на которой располагались основные джазовые клубы Нью-Йорка, и единственный, кого Банни не cмог превзойти своим талантом, был он сам.
В начале 1940-х, пытаясь расплатиться с накопившимися долгами, Банни работал все яростней, выступал все чаще и дольше – он даже и пел сам, и тоже с большим успехом, однако дела шли все хуже и хуже, поскольку он все больше злоупотреблял алкоголем. Банни уже не мог работать, если не выпивал, и часто не мог нормально выступать и исполнять свои фирменные соло, потому что выпивал слишком много. Во время выступлений он так часто падал, что со временем превратил это в своего рода комический трюк – часть концертного номера: он, как будто нарочно, падал лицом вниз, без всяких видимых последствий. Здоровье музыканта стремительно ухудшалось, и врачи запретили ему играть – вариант, немыслимый для Банни. Он жил музыкой и своими выступлениями, и без них, без публики, без всего этого просто погибал. Талантливый музыкант продолжал играть. Переутомление, истощение, пневмония и, наконец, цирроз печени взяли своё – Банни умер 2 июля 1942 года – в возрасте 33 лет.
По мнению многих, Банни Бериган был лучшим белым трубачом Эпохи свинга. Говорили, что он как никто другой умел в любой импровизации выстраивать потрясающе стройную мелодию. Что только он мог так сочно и красиво звучать в низком регистре – и брать невозможные, фантастически звучащие верхние ноты. Его исполнение многих джазовых стандартов, таких как «Honeysuckle Rose», «Sophisticated Swing», «King Porter Stomp», «Sometimes I’m Happy», «Blue Skies», «Prisoners' Song» и многих других осталось непревзойденным. Говорили, что звук его трубы «парил» и заставлял весь бэнд парить вместе с ним. К и его кумир Армстронг, Банни обладал волшебной способностью любую мелодию делать неповторимо своей.
-
В соответствии с желанием Беригана после его кончины группа была сохранена под его именем. Тенор-саксофонист Видо Муссо стал ее лидером.
-
Начиная с 1974 года, в Фокс-Лейк, Висконсин, ежегодно проводился джазовый юбилей Банни Бериган, который первоначально организовывала его дочь Джойс Хансен
1)CBS Radio — бывшая американская радиокомпания и радиосеть, принадлежавшая CBS Corporation. С момента появления объединяла радиостанции CBS и Westinghouse Broadcasting/Group W, в 1970-х добавились активы Infinity Broadcasting. 17 ноября 2017 года была продана радиовещательной компании Entercom.