25.08.2024
Рихард Вагнер. Ежегодный Байройтский фестиваль
Байройтский фестиваль (нем. Bayreuther Festspiele) — ежегодный летний фестиваль в Германии, на котором исполняются музыкальные драмы Рихарда Вагнера. Первый байройтский фестиваль открылся 13 августа 1876 года, на нём состоялась премьера полного цикла «Кольца Нибелунга». В художественном плане фестиваль удался. «В Байройте произошло нечто, что наши внуки и их дети до сих пор будут помнить», – написал присутствовавший на открытии Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Однако творческий успех обернулся финансовым провалом. Следующий фестиваль был проведён лишь в 1882 году, хотя Вагнер изначально мыслил свой фестиваль как ежегодный. На втором фестивале был показан «Парсифаль», написанный композитором специально для нового театра, с учётом его акустики и технических возможностей. Фестивальный театр (Фестшпильхаус, ныне Рихард-Вагнер-Фестшпильхаус) был выстроен в 1872 году – в северном предместье Байройта. Новаторское для того времени архитектурное решение здания основано на идеях самого Вагнера, а также на нереализованном проекте Годфрида Земпера (Gottfried Semper, 1803-1879) для Мюнхенского фестивального театра (1865), тоже задуманного для исполнения опер этого композитора. В зале ради оптимального обзора со всех зрительских мест (более 1900), а также в подражание античным образцам, ряды кресел расположены по схеме амфитеатра, более демократичной, чем традиционная для времени Вагнера система с партером и ярусами галерей. Декор зала также отсылает к античности: использованы колонны коринфского ордера, а иллюзионистическая роспись плафона имитирует тканевый навес и голубое небо над древним театром. Оркестр скрыт от зрителей.
В здании театра уже несколько последних лет идет комплексная реконструкция, которая должна завершиться к 2026 году, к 150-летию фестиваля. С 2012 года театр числится в списке Всемирного наследия Юнеско.
С 1882 года Байройтские фестивали проходили в течение трёх-четырёх недель ежегодно. В годы 1-й и 2-й мировых войн фестивали не проводились (были возобновлены в 1924 и 1951 годах, соответственно). В Байройтском театре ставится оперный цикл «Кольцо нибелунга» и другие оперы Вагнера. Иногда исполняется Девятая симфония Бетховена.
После смерти Рихарда Вагнера руководство фестивалем перешло к его вдове Козиме. Она сделала Байройт не только Меккой для музыкантов и почитателей Вагнера, но и обязательным местом сбора немецкой светско-политической элиты. Выступали на фестивале поначалу исключительно немецкие музыканты. Однако, уже в 1904 года в балетной сцене «Тангейзера» принимала участие, например, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, а автором эскизов костюмов и декораций к постановке «Парсифаля» был немецко-русский живописец и художник-сценограф Павел Жуковский (1845-1912).
Значительное обновление фестиваля произошло после Второй мировой войны под совместным руководством внуков композитора – Виланда и Вольфганга Вагнеров. Братья Вагнеры стремились избавить фестиваль от репутации пронационалистского и приверженного устоявшейся традиции. Для этого они стали приглашать исполнителей со всего мира. После смерти брата Вольфганг Вагнер единолично руководил фестивалем до 2008. Немецкий режиссер, профессор Катарина Вагнер заняла пост художественного руководителя и директора фестиваля в 2008 году, став преемницей своего отца Вольфганга. Ее уход будет означать завершение эпохи руководства фестивалем семьи композитора.
В 2024 фестиваль открылся 24 июля концертом симфонического оркестра на открытом воздухе. Так происходит уже в третий раз: концерт бесплатно может посетить любой желающий, а проходит он на холме перед самим театром. Программа фестиваля включает премьеру «Тристана и Изольды» в постановке исландского режиссёра Торлейфура Орна Арнарсона. Дирижёром постановки стал Семён Бычков. Также на фестивале в программе вновь появился «Тангейзер» Тобиаса Кратцера, впервые показанный в 2019 году и тетралогия «Кольцо нибелунга» .
Когда-то эстетически умеренная Байройтская сцена стала сегодня самой прогрессивной лабораторией вагнеровского театра в мире: актуальная режиссура, образовательные и интеллектуальные программы для публики, в том числе, с 2017 года, симпозиум «Дискурс Байройт», рассматривающий феномен Рихарда Вагнера в разных аспектах. Байройтский фестиваль занимает важное место в мировом оперном процессе. Являясь в разные годы, как оплотом консерватизма, так и проводником новых идей, фестиваль в любом случае всегда оставался в высшей степени престижным форумом, участие в котором почетно для любого музыканта.
Публикация в разделе «Статьи и обзоры», май 2018 г.
«Рихард Вагнер. К 205-летию со дня рождения»