23.01.2026

Джанго Рейнхардт – один из основателей стиля «джаз-мануш»

Сегодня, в день рождения Артура Джанго Рейнхардта, французского джазового гитариста-виртуоза, одного из основателей стиля «джаз-мануш», – рассказ о жизни музыканта. Подборка музыкальных композиций в его исполнении размещена в Фонотеке музея.

Музыкант родился в цыганском таборе в Бельгии, 23 января 1910 года, а его детство и молодость прошли на южной окраине Парижа, в таборе, который расположился рядом с Порте де Шуази. В 9-летнем возрасте Джанго научился играть на банджо, а затем и на гитаре, не взяв ни единого урока – просто глядя на то, как играли гитаристы в таборе. Мальчик аккомпанировал взрослым музыкантам во время таборных гуляний или городских праздников. Как написал впоследствии один из биографов музыканта, музыка была его стихией, как вода для рыбы или небо для птицы. К 18 годам Джанго Рейнхардт стал виртуозным исполнителем, играя на гитаре он легко зарабатывал на жизнь. Тогда же случилась трагедия – загорелся вагончик, служивший музыканту домом. В огне сильно обгорела левая нога Джанго и были изуродованы два пальца на левой руке. Доктора советовали ампутировать ногу, но парень отказался. Цыгане из табора уже оплакивали несостоявшуюся музыкальную карьеру Джанго Рейнхардта, которая обещала быть блестящей. Больше года музыкант был вынужден провести в постели. Подаренная ему младшим братом гитара помогла пережить тяжелый этап восстановления. Джанго начал заново осваивать инструмент и смог не только справиться со своей травмой, но и разработать уникальную технику игры, которая заключалась в том, что гитарист играл в основном двумя пальцами. При этом он неординарно задействовал искалеченные пальцы – мизинец предназначался для струны Ми, безымянный – для струны Си.

Через какое-то время Джанго ушёл из табора. Исполняя в кафе и ресторанах вариации на французские национальные мотивы, а в русских белоэмигрантских кабаках – русские и цыганские песни, Джанго вместе со своим братом услышали в доме у одного их своих покровителей американский джаз, который только-только начинал проникать в Европу. Джанго на своих выступлениях начал отчаянно импровизировать, исполняя джаз на гитаре. Исполняя традиционный французский мюзет либо русский цыганский романс, гитарист внезапно начинает играть джазовые композиции. Но именно благодаря этому подходу к исполнению, в 30-х годах Рейнхардт  становится популярен во Франции, создаёт квинтет «Hot Club De France», который популяризирует уникальный стиль Джаз-мануш (мануш – по-французски «цыган»), объединяя американский свинг с цыганскими мотивами и стилистикой классического французского шансона. Квинтет имел совершенно необычный для джаза состав без барабанов – Джанго, игравший на соло-гитаре, два ритм-гитариста (одним из которых был его брат), контрабас и, кроме того, в группе появляется ещё одна легенда французского джаза тех времён – скрипач, итальянец по происхождению Стефан Граппелли. Во время полной оккупации нацистами Франции,  Джанго с квинтетом выступали в Лондоне. Вернувшись после гастролей в Париж, Джанго продолжил играть с обновлённым составом. Все лучшие площадки, в том числе Олимпия и Мулен Руж, буквально дрались за право предоставить музыкантам возможность играть у них. Джанго Рейнхардт стал сам писать аранжировки. Несмотря на триумф, тяжелая атмосфера военного времени давила на Рейнхардта. Его часто подвергали критике нацисты, одновременно настаивая на его выступлениях в Германии. Музыкант покинул Париж и странствовал по стране.

В августе 1944 года в Тулоне Джанго встретил только что высадившиеся американские войска и ему удалось присоединиться к их военному оркестру. После окончания войны Стефан Граппелли тоже вернулся в Париж. Друзья собрали обновленный состав ансамбля и начали готовиться к большому американскому турне, организованному для них Дюком Эллингтоном, человеком, перевернувшим представление Рейнхардта о музыке. В преддверии тура по США вышла пластинка гитариста «Paris 1945», единственный в своем роде музыкальный портрет послевоенного Парижа. В конце 1946 года состоялись долгожданные гастроли по Соединенным Штатам. Публика была не такой восторженной и открытой, как раньше, в моду уже начали входить электрогитары. Именно поэтому в феврале 1947 года, вернувшись в Европу, музыкант отзывался о Штатах как о стране, «где гитары звучат как кастрюли».

Во второй половине 40-х годов Джанго Рейнхардт записал основной объем своей дискографии. Пластинки выходили по обе стороны Атлантики, и его творчество стало достоянием музыкантов и меломанов всего мира.
К началу 50-х годов Рейнхардт находит себя в новом виде искусства – живописи. Просьба не говорить о музыке, так как сейчас он занимается живописью, становится стандартным вежливым отказом на предложения о работе.

Джанго Рейнхардт умер 16 мая 1953 года от сердечного приступа. За свои недолгие 43 года, по словам его друга Стефана Граппелли, он изменил не только стиль игры на гитаре, но и сам джаз.

По материалам публикаций