09.11.2023

Статья о Берлинской оперетте к дню рождения Пауля Линке

Пауль Линке (Paul Lincke, 1866-1946) – немецкий композитор лёгкой музыки, автор марша «Берлинский воздух» (Berliner Luft), ставшего неофициальным гимном немецкой столицы.

Пауль Линке учился играть на разных музыкальных инструментах, в том числе, на фаготе, валторне, на ударных инструментах, затем работал в разных танцевальных оркестрах в Берлине, иногда выступая в качестве дирижёра и сочиняя небольшие произведения. В начале 1890-х годов музыкант завоевал популярность как композитор популярных песен и романсов, с 1893 года – дирижировал в театрах-варьете, в том числе, в берлинском «Аполлоне». Настоящая известность к композитору пришла после премьеры в 1899 году его оперетты «Фрау Луна», за которой последовали другие сценические произведения в этом же жанре. Оркестровые фрагменты и песни из этих оперетт, наполненные лёгкостью и изяществом, мелодической простотой, быстро стали известны не только в Германии, но и за её пределами, что позволило говорить о Пауле Линке, как о главном представителе оперетты в Берлине, подобно Жаку Оффенбаху в Париже или Иоганну Штраусу в Вене. После Первой мировой войны музыка Линке стала неотъемлемой частью музыкальных представлений в кабаре и в других заведениях «лёгкой» музыки. В 1941 году композитору было присвоено звание почётного гражданина Берлина. Среди его сочинений оперетты – «Венера на Земле» (Venus auf Erden, 1897, Берлин); «Фрау Луна» (Frau Luna, 1899, Берлин); «Лисистрата» (Lysistrata, 1902, Берлин); «Казанова» (Casanova, 1913, Дармштадт) и другие; песни, романсы, марши и множество оркестровых сочинений.

В обзорной статье «Берлинская оперетта» подробно рассказывается о новом ответвлении этого жанра, основоположником которого стал Пауль Линке.
Специфика берлинского направления в оперетте заключается в том, что она напрямую связана с традициями немецкого фарсового театра XIX века и с ресторанной эстрадой, из чего проистекает тяжеловесность драматургии, использование буффонады с грубоватыми остротами и репризами. Доминирующим жанром здесь становится марш, в противовес вальсу, широко используемому в Вене, или же чардашу в творчестве венгерских композиторов. Вальсовая трехдольность была заменена двухдольным маршевым ритмом. После Первой Мировой войны Линке продолжил развивать данное направление. Проработав несколько лет в кабаре Фоли-Бержер в Париже, он вернулся в Берлин, где пересмотрел свое отношение к жанру оперетты, осознав возрастающую важность кабаре и популярных современных танцев.

В разделе коллекции музея «Музыкальные носители» представлен металлический диск, на котором записана Ария "Что слова сказать не могут, скажет сладкий поцелуй" из оперетты "Венера на Земле" композитора Пауля Линке. Германия. 1897 год. Производитель Polyphon Musikwerke.

 

Источник: http://intoclassics.net/news/2013-01-15-31073