12.09.2023
Забытые имена: советский оперный певец Иван Данилович Жадан
Сегодня в нашей традиционной рубрике «Забытые имена» – рассказ о советском оперном певце, обладателе прекрасного лирического тенора, солисте Большого театра – Иване Даниловиче Жадане.
К дню рождения артиста мы подготовили музыкальную подборку с записью музыкальных произведений в его исполнении. Вы услышите два романса на музыку П.И. Чайковского («Хотел бы в единое слово» и «Мы сидели с тобой»), «Каватину Берендея» из оперы «Снегурочка» и «Песню Индийского гостя» из оперы «Садко» (музыка Николая Римского-Корсакова).
Биография выдающегося оперного певца – в разделе «Авторы».
В 1930-е годы ХХ века на советской оперной сцене блистали легендарные солисты-тенора — Сергей Лемешев и Иван Козловский. В эти же годы появилась новая звезда оперы — Иван Жадан.
Иван Жадан родился в семье рабочего патронного завода. С 9 лет мальчик жил в деревне, куда родители отправили его учиться на кузнеца. Уже в детстве проявилась любовь Ивана к пению. Он пел в церковном хоре и на свадьбах. В 1920 году юный слесарь записывается в хоровой кружок, участвует в самодеятельных оперных постановках. Там он знакомится со своей будущей женой Ольгой. В 1923 году Жадана отправляют на учебу в Москву. В столице он поступает в Музыкальный техникум при консерватории, где становится учеником знаменитой певицы Марии Дейши-Сионицкой, а позже переходит в класс профессора Е.Е. Егорова. Жизнь в общежитии была трудной, денег не хватало даже на еду, и молодой студент стал подрабатывать поначалу выгрузкой дров с барж на Москве-реке, потом ему удалось устроиться в мастерские Академии Воздушного флота молотобойцем, затем инструктором кузнечного дела, где в его учениках ходил будущий знаменитый авиаконструктор А.С. Яковлев. Этой страницей своей жизни Жадан особенно гордился.
По окончании техникума Жадан принимает участие в отборочном конкурсе теноров; из сорока претендентов его одного принимают в труппу Большого театра. Так началась с 1927 года его блистательная певческая карьера. Блестящие сценические данные Жадана и его чарующий голос быстро принесли ему всесоюзную славу. Ленский в «Евгении Онегине», Герцог в «Риголетто», Фауст в одноименной опере Гуно, Индийский гость в «Садко»…
Партия Ленского стала визитной карточкой певца, неизменно вызывая бурные овации аудитории. Наряду с выступлениями в театре, артист активно ездил по стране, давал шефские концерты в армии. С группой советских певцов (Валерия Барсова, Мария Максакова, Пантелеймон Норцов, Александр Пирогов и др.) он совершил в 1935 году гастрольную поездку в Турцию. Турецкие газеты были полны восторженных откликов о певце. Поклонником его таланта стал первый президент Турции М. Ататюрк, подаривший певцу на одном из приемов свой именной золотой портсигар, который Жадан хранил как особую реликвию. К артисту, наконец, приходит слава. Он — один из ведущих солистов Большого театра. Неоднократно выступает в Кремле. Несмотря на известность, Жадан был прост в обращении, любил и помнил земляков, приглашал их на свои концерты. Помимо оперных арий в его репертуаре было много народных песен и романсов. Пластинки с записями его голоса выходили солидными тиражами.
Вершиной же его творческого успеха можно назвать 1937 год. Он стал заслуженным артистом РСФСР, был награжден орденом «Знак почета». Вступать в КПСС певец отказался. В том же году в Пушкинские дни его зовут в Ригу на спектакль «Евгений Онегин» с участием трех теноров: в первом действии арию Ленского «Я люблю вас…» исполнял Жадан, во втором — «В вашем доме…» — Лемешев, в третьем — «Куда, куда вы удалились…» — Козловский. Зал устроил Жадану несмолкаемую овацию. Его стали просить продлить гастроли и выступить также в «Фаусте» и «Риголетто». Так как костюмов для этих ролей не было, советский посол в Латвии отправил в Москву специальный самолет (удивительный случай для тех лет), чтобы доставить их в Ригу. Через некоторое время этот посол исчезнет, затем будет арестован друг Жадана, директор Большого театра Владимир Иванович Мутных. Также будут отменены намечавшиеся гастроли певца в Литве и Эстонии. Перестанут его приглашать и в Кремль. Надо признать, что Иван Данилович не принадлежал к числу людей, стремящихся к дружбе с власть имущими, но отлучение от Кремля он воспринял настороженно. Затем последовали другие наказания: он получает низкую концертную ставку, в театре ему оставили только партии Ленского и Синодала (Опера «Демон» А. Г. Рубинштейна). В общем, надвигалась опала. К тому же пришлось сделать операцию и удалить гланды. После годового молчания Жадан вновь выступил в партии Ленского, как всегда, блестяще.
В 1941 году надолго пришла война. Жизнь в Брюсовом переулке на последнем этаже, где была квартира певца, стала опасной. Бесконечные зажигалки падали на крышу, где была установлена зенитка. Иван Данилович с сыновьями не уставали сбрасывать их во двор. Вскоре старшего сына забрали в армию, и семья решила переехать на дачу в собственный дом в Манихино, считая, что здесь будет безопаснее. В этом дачном месте жили многие артисты Большого театра. На своем участке Жадан вырыл траншею. В ней легче было спасаться от артобстрелов. Во время одного из стремительных наступлений немцев путь в Москву для артистов был отрезан. А чуть позже немцы захватили и Манихино, где прятались солисты. Узнав, что они певцы, немцы потребовали исполнять Вагнера. Положение было безвыходное — нахождение на оккупированной территории почти в плену у немцев! И все 13 человек, которые были в Манихино, принимают решение стать беженцами. Скитания по стране, голод и холод, страшные испытания, бесконечные дороги — спасало только умение петь.
Добравшись до Германии, Иван Жадан попал в дом для престарелых, сирот и больных в городе Оффенбах-на-Майне. Выступал с концертами, записал несколько пластинок на фирме Polydor в Германии и Чехословакии (в том числе с оркестром под управлением Б.М. Ледковского). К концу войны Жадан с семьей оказался в американской оккупационной зоне Германии, в лагерях для перемещенных лиц. Так, за границей, началась «вторая» жизнь артиста. Но страшные дни на этом не закончились. Союзные войска согласно ялтинского договора насильно отправляли людей обратно в СССР — на верную смерть или в лагеря. Жадан с женой вынуждены были скрываться, жить порознь, менять фамилии, так как за невозвращенцами охотились и советские спецслужбы. И тут в незавидной судьбе Ивана Даниловича наметился просвет. Он знакомится с молодой американкой Дорис (ей было 23 года). Между ними возникает симпатия. Тем временем, жена Жадана переносит тяжелую операцию. Дорис, благодаря связям со знакомыми госсекретаря США, удается переправить Ивана Даниловича, а затем и его жену в Америку. После выздоровления жена дает Жадану развод и до конца своих дней остается его другом. Ей удается повидаться в Польше (где с 1919 года жила ее сестра) со своим старшим сыном, а в 1976 году даже навестить его в Москве.
К сожалению, в Америке певческая карьера Жадана не сложилась. Было организовано несколько концертов в Нью-Йорке, которые были тепло встречены публикой. В рецензии на эти концерты, опубликованной в журнале «Тайм», было написано: «Он пел с такой лирической теплотой и так выразительно, что очень напоминал великого Карузо». Но американские импресарио не хотели иметь дело с бывшим перемещенным лицом из Германии. Денег на жизнь не хватало, Иван Жадан брался за любую работу.
В 1951 году певец женился во второй раз на американке Дорис Клабаф. Пара обосновалась на крошечном острове Сент-Джон на Виргинских Островах. Жадан работал каменщиком. Он сумел купить участок земли и своими руками построить несколько коттеджей , которые семья сдавала американским и европейским туристам.
При участии жены Жадан выучил молитву «The Lord’s Prayer». Впервые она прозвучала в его исполнении на открытии частной школы в 1955-м году, затем на открытии Назаретской лютеранской церкви Св. Иоанна на острове Сент-Джон. Последнее выступление состоялось на этом острове в 1966 году.
Тем временем, в России наступали новые времена. В конце 80-х годов стали возможны контакты с сыном. В 1990 году вспомнили и об Иване Даниловиче. По телевидению прошла передача о певце, которую вел Святослав Бэлза. И, наконец, спустя полвека, Иван Данилович Жадан смог вновь ступить на родную землю, посетить Москву и Ленинград.
Иван Жадан скончался 15 февраля 1995 года и похоронен на кладбище Круз Бэй острова Сент-Джон. Практически сразу после кончины своего мужа Дорис Жадан решила создать музей великого российского тенора XX века. Музей открыл свои двери 22 сентября 1995 года, в день, когда Ивану Жадану исполнилось бы 93 года. В музее насчитывается свыше пяти тысяч единиц хранения — это уникальные коллекции видеофильмов, книги на русском и английском языках, исторические документы и фотографии. Следует добавить, что Дорис, с помощью сына Жадана Владимира, сумела найти его прошлые записи и выпустила компакт-диски, в которых собраны записи Жадана с 1933-го по 1954 год.
Источники:
https://musicseasons.org/ivan-Jadan/
https://www.belcanto.ru/Jadan.html
https://magazines.gorky.media/neva/2004/6/ivan-Jadan.html
http://xn—80afe9bwa.xn—p1ai/Jadan-ivan-danilovich
https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/382120/bio//
http://intoclassics.net/news/2013-07-07-3311