29.08.2023

Звёзды джаза: Эрик Коутс

В «Словаре музыки и музыкантов Гроува»* музыкальный критик Джеффри Селф выделяет основные характеристики музыки Коутса такие как «сильная мелодия, стремительный ритм, блестящие контрапункты и красочная оркестровка». В сегодняшней рубрике «Звезды джаза» – рассказ о жизни этого музыканта и новая подборка сочиненных им музыкальных композиций.

Эрик Фрэнсис Харрисон Коутс (27 августа 1886-21 декабря 1957) – английский композитор легкой музыки, в начале своей музыкальной деятельности выступал как профессиональный альтист.

Эрик Коутс был младшим из пяти детей в семье врача. Семья была музыкальной – доктор Коутс играл на флейте и пел, а его жена была прекрасной пианисткой. Любовь к музыке проявилась у мальчика уже в раннем возрасте. Услышав играющую граммофонную пластинку, он начал сочинять собственные мелодии, а к семи годам уже учился играть на скрипке и аранжировать музыку. В 12 лет началось его обучение музыке в Ноттингеме. Вскоре Эрик стал брать уроки гармонии у известного преподавателя доктора Ральфа Хорнера и играть на альте в местных оркестрах. Родители хотели, чтобы Эрик стал банкиром, тем не менее, в 1906 году разрешили ему поступить в Королевскую академию музыки. Доктору Коутсу пришлось заплатить за первый год обучения, а затем талантливому юноше была предоставлена стипендия. Его талант раскрылся под руководством Лайонела Тертиса, выдающегося мастера игры на альте. Он также учился у мэтра шотландской оркестровой музыки сэра Александра Маккензи. Последний был настолько уверен в будущем молодого человека, что сказал: «Ты начинаешь как альтист, но закончишь композитором!».

Еще будучи студентом, Коутс гастролировал по Южной Африке в качестве альтиста в составе Гамбургского струнного квартета. Огромный практический опыт он приобрел также благодаря многочисленным выступлениям в лондонских театрах.

Эрику Коутсу приходилось бороться с болезнями – слабостью грудной клетки, которой он страдал в детстве, и невритом левой руки, который усугублялся игрой на альте. Он мечтал о том дне, когда сможет навсегда отказаться от выступлений и сосредоточиться на композиции и аранжировке.

Получив высокую рекомендацию Королевской академии, в 1910 году, в возрасте всего 23 лет, Коутс получил должность альтиста, а затем и главного альтиста в оркестре «Queen's Hall», дирижировал которым в то время видный представитель лондонской музыкальной элиты – сэр Генри Вуд.

В 1919 году Эрик Коутс окончательно перестал играть, хотя часто дирижировал исполнением своих произведений. В 1920 году состоялось первое исполнение его сюиты «Летние дни» (с полюбившейся всем последней частью «На танцах»), что немало способствовало росту его популярности. Двумя годами позже на концертной сцене появилась увертюра «Весельчаки». Фантазию «Три медведя» Коутс написал в 1926 году к четвертому дню рождения своего единственного ребенка, сына Остина.

Стиль Коутса эволюционировал вместе с изменениями в музыкальных вкусах, и его более поздние работы включают элементы, заимствованные из джаза и ритмичной музыки танцевальных групп. Его творчество почти полностью состоит из оркестровой музыки и песен. За исключением одного неудачного короткого балета, он никогда не писал для театра и лишь изредка для кино. В основном, его оркестровые произведения делятся на категории: сюиты, фантазии, марши и вальсы, отдельная увертюра и другие короткие оркестровые произведения. Из тринадцати сюит чаще всего исполнялись  «Лондонская сюита» (1932), «Снова Лондон» (1936) и более позднее произведение «Три Елизаветы» (1944).

Между Первой и Второй мировыми войнами Коутс был востребован как дирижер, выступал в Лондоне и на морских курортах, таких как Борнмут, Скарборо и Гастингс. Начиная с 1923 года, он записывал свою музыку на студии «Columbia». Пластинки очень хорошо продавались. Из просто известного автора в национальную знаменитость Коутс превратился, когда BBC выбрала его марш  «Knightsbridge» для музыкальной темы своей новой и чрезвычайно популярной радиопрограммы «In Town Tonight». Передача выходила в эфир с 1933 по 1960 год.

В 1940 году супруга композитора Филлис попросила сочинить марш, под который она и ее коллеги волонтеры могли бы строчить на машинках больничные принадлежности для Красного Креста. В результате появилась мелодия «Calling All Workers», которую BBC выбрала в качестве фирменной мелодии для своей радиопрограммы  «Музыка во время работы». Этот бодрый марш звучал тысячи раз во время войны, поднимая боевой дух англичан.

Его автобиография «Сюита в четырех движениях» была опубликована в 1953 году. Одной из последних работ Коутса стал «Марш разрушителей плотин», принесший автору небывалый успех. Считается, что изначально Коутс задумал его как эффектную концертную композицию, не связанную с конкретными событиями. Своё название «The Dam Busters» марш получил после того, как в 1954 году продюсеры художественного фильма «Разрушители плотин» обратились к композитору с предложением написать музыку для кинофильма о Второй мировой войне. Увековеченный на плёнке марш посвящён дерзкому налёту британских лётчиков на германские плотины. Марш Коутса звучит во время демонстрации заключительных титров. Фильм был номинирован на премии Оскар (лучшие спецэффекты) и BAFTA (лучший британский фильм), а Эрик Коутс с 1957 года стал президентом Британской ассоциации легкой музыки. Марш стал неофициальным гимном британских лётчиков и регулярно звучит на авиационных парадах Королевских ВВС. Эта лёгкая и ненавязчивая мелодия часть британского национального самосознания. Она для англичан символизирует одновременно  гордость, душевный подъем и азарт. Она звучит и в старом военном фильме, в рекламе пива, в торговых центрах и даже находят её отзвуки в музыкальном альбоме Pink Floyd «The Wall».

Коутс перенес инсульт в собственном доме в Сассексе в декабре 1957 года и умер в Королевской больнице Западного Суссекса через четыре дня в возрасте 71 года. Он был кремирован в Голдерсе.

В «Словаре музыки и музыкантов Гроува» музыкальный критик Джеффри Селф выделяет основные характеристики музыки Коутса такие как «сильная мелодия, стремительный ритм, блестящие контрапункты и красочная оркестровка».

*Музыкальный словарь Гроува (англ. Grove Dictionary of Music and Musicians) — англоязычная музыкальная энциклопедия, крупнейшее справочное издание по музыке на английском языке. Последнее издание вышло в 2001 году под названием «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (NGD) в 29 томах.

Источники:
https://alphapedia.ru/w/Eric_Coates
https://ru.knowledgr.com/00366222/%D0%9A%D0%BE%D1%83%D1%82%D1%81%D0%AD%D1%80%D0%B8%D0%BA
https://www.robertfarnonsociety.org.uk/index.php/legends/eric-coates