02.08.2023

Раритетные грамплаcтинки «The Vogue Picture Record». Часть VIII

Продолжаем рассказ о граммофонных пластинках «Vogue Reсords», которые выпускались в США в течение короткого времени. Пластинки получили широкую известность благодаря необычному художественному оформлению. Сам бренд был основан в 1946 году как часть «Sav-Way Industries», Детройт, штат Мичиган.
Первая 10-дюймовая «Vogue Picture record» (номер R707) была выпущена в мае 1946 года. Производство прекратилось менее чем через год, в апреле 1947 года, а в августе 1947 года компания «Sav-Way» была реструктурирована. За это время было выпущено более семидесяти 10-дюймовых пластинок Vogue. На каждой иллюстрации напечатан номер «R» - от R707 до R786. В этой последовательности есть пропуски; не все из восьмидесяти возможных номеров каталога были использованы. На иллюстрации (рядом со знаком копирайта) также напечатан номер «P» (или номер матрицы). Обычно обе стороны пластинки имели одинаковый каталожный номер, но это не всегда было так. Было выпущено несколько пластинок, которые имели разные комбинации, например, R725/R726. Такие комбинации, скорее всего, были вызваны тяжелыми финансовыми временами, в которые попала компания «Sav-Way». Порой, к концу года было трудно выпускать записи новых исполнителей, поэтому компания прибегала к повторному использованию ранее изданного материала.
Красочные иллюстрации на пластинках сделали «Vogue Records» предметом коллекционирования.

В коллекции музея хранится десять подобных пластинок. Сегодня мы представляем восьмую пластинку под номером R707. В Фонотеке музея размещена оцифрованная запись этой грампластинки. На одной стороне записана композиция «Basin Street Blues», музыка Спенсера Уильямса, исполняют Клайд МакКой и его оркестр. На другой стороне -- «Sugar Blues», музыка Кларенса Уильямса, автор Люси Флетчер, исполняют Клайд МакКой и его оркестр.

«Sugar Blues» - песня, написанная в 1919 г. Кларенсом Уильямсом на слова Люси Флетчер. Впервые она была записана Леоной Уильямс и ее оркестром Dixie Band в августе 1922 г.

Произведение стало особенно популярным в 1930 году в качестве инструментальной композиции трубача Клайда МакКоя, в которой использовалась  «квакушка» (в английском оригинале Wah-Wah, или просто Wah). Эффект «квакушки» был открыт Клайдом МакКоем еще в золотой век американского джаза, то есть в 20-е годы. Вместо того, чтобы просто играть свои партии с сурдиной1) или без неё, он начал экспериментировать с этим, казалось бы, не самым обязательным приспособлением. Оказалось, что перемещение сурдины по оси трубы приводило к эффекту, напоминающему рычание – как раз «wah-wah». Эффект стал популярен в рамках как поп-джаза, так и суб-стилей, вплоть до серийного выпуска специальных сурдин для получения данного эффекта.

Клайд  Ли МакКой (29 декабря 1903 -- 11 июня 1990) был американским джазовым трубачом, популярность которого насчитывает семь десятилетий. «Sugar Blues» -- его наиболее известная композиция.

МакКой родился в городе Эшленд, штат Кентукки. Когда ему было девять лет, семья покинула родной штат и переехала в Портсмут, штат Огайо, и там он впервые взял в руки трубу, а также тромбон. Именно на этом инструменте он играл в оркестре Loyal Temperance Legion Band в возрасте девяти лет. К подростковому возрасту МакКой перешел на трубу, и играя на школьных и церковных мероприятиях, в 14 лет уже нашел работу на речных пароходах, которые в те времена еще курсировали по сельским районам Среднего Запада, южных и приграничных штатов. В 1920 году, в возрасте 16 лет, Клайд собрал свою первую группу для двухнедельного выступления на популярном курорте в Ноксвилле. Чудесным образом, несмотря на то, что до этого выступления музыканты никогда не играли вместе, группа оказалась весьма популярной, и контракт с ней был продлен на два месяца.

МакКой оставался в Чикаго до середины двадцатых годов, регулярно выступая в отеле «Дрейк», а также участвуя в водевильных спектаклях.

В 1935 году группа прекратила записываться на фирме «Columbia», начав сотрудничество с компанией «Decca» и продолжала продавать большое количество пластинок до конца десятилетия (в том числе новую версию «Sugar Blues», которая разошлась тиражом в миллион экземпляров). МакКой был одним из тех, кто основал журнал «Downbeat».

Во время Второй мировой войны МакКой и его группа поступили на службу в ВМС США, где они выступали с совместными концертами, развлекая моряков и военнослужащих, а также пациентов военно-морских госпиталей в течение всей войны.
20 января 1945 года МакКой женился на одной из сестер Беннетт -- Максин Минс, за которой он ухаживал с тех пор, как девушки присоединились к его группе в 1936 году.
После войны МакКой собрал биг-бэнд, который некоторое время успешно выступал и даже записал несколько значимых пластинок, в том числе, великолепную версию «Basin Street Blues», значительно измененную  по сравнению с версией, которую МакКой записал для «Columbia» в начале 30-х годов. Постепенно, вместе с изменением общественно вкуса, аудитория группы уменьшалась, и в 1955 году, когда рок-н-ролл возглавил чарты, МакКой распустил группу.

В конце 70-х годов МакКой уехал в Мемфис и стал преподавать музыку, периодически выступая с диксиленд-группами по всему штату, пока в 1980-х годах здоровье не стало его подводить (болезнь Альцгеймера). Его жена Максин категорически отвергла рекомендации врачей поместить Клайда в дом престарелых. Она сама ухаживала за ним в их доме в Мемфисе, штат Теннеси, где музыкант и умер 11 июня 1990 года в возрасте 86 лет.

В текущем году исполняется 125 лет с того дня, как в Нью-Орлеане родился автор музыки «Sugar Blues», Кларенс Уильямс (Clarence Williams), который в 1920-е стал одним из самых удачливых бизнесменов нарождающегося афроамериканского сектора музыкальной индустрии. Пианист, промоутер, композитор, аранжировщик, вокалист, продюсер и музыкальный публицист, работавший с Сидни Беше и Луи Армстронгом.

Вошел в историю джаза как создатель ансамбля  «BLUE FIVE», как автор первых джазовых хитов и как успешный издатель и предприниматель. К 1922 г. фирма грамзаписи  «Okeh» запустила целую серию пластинок, специально предназначенных для чёрной аудитории. Долгое время, до конца 1940-х, подобные серии, выпускавшиеся на «белых» лейблах, носили официальное название «расовых пластинок» (race records). Пионером выпуска подобных записей стал именно Кларенс Уильямс.

Уильямс умел находить и ценить таланты, он аккомпанировал многим блюзовым исполнителям, в том числе и Бесси Смит. Переехав в Нью-Йорк, музыкант продолжил издательскую деятельность, сочинял песни, записывал сольные фортепианные пластинки, иногда собирал для записи бэнды. В 1950-е годы Кларенс Уильямс владел антикварным магазином (по другим сведениям винной лавкой) в Гарлеме. Погиб на улице Нью-Йорка, попав под машину в 1965.

Песня «Basin Street Blues» написана однофамильцем Кларенса Уильямса – композитором джазовой и популярной  музыки Спенсером Уильямсом (October 14, 1889 – July 14, 1965). «Basin Street Blues» -- его самая популярная мелодия. Ее в разные годы исполняли Луи Армстронг, Гленн Миллер, Рэй Чарльз, Бинг Кросби, Элла Фитцжеральд, Лайза Минелли.

1) Сурдина приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах для ослабления громкости и изменения тембра звучания. У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента.

2) Песня «Sugar blues» построена на игре слов.
blues (ед.ч. или мн.ч.) ― блюз (музыкальный жанр);
blues (мн.ч.) ― меланхолия, тоска, хандра.

Источники:
https://fromthevaults-boppinbob.blogspot.com/2020/12/clyde-mccoy-born-29-december-1903.html
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.04f28b57-64be33e4-30359579-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Clyde_McCoy
https://www.muztorg.ru/news/istoriya-kvakushki
https://ru.knowledgr.com/02648531/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%B9
https://megabook.ru/article/%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81%20%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0...
https://blogs.reading.ac.uk/classics-at-reading/2012/09/07/library-of-congress-award-won-by-lucy-fle...