09.11.2022

Звезды джаза: Месс Меззроу

Сегодня, в день рождения Месса Меззроу, американского кларнетиста и саксофониста и одной из самых спорных личностей в истории джаза, в рубрике «Звезды джаза» – рассказ о жизни музыканта и новая подборка музыкальных композиций в его исполнении.
 9 ноября 1899 года в Чикаго родился Милтон «Месс» Мезироу (Milton «Mezz» Mesirow), кларнетист и саксофонист, занявший совершенно особое место в истории джаза – не столько как блестящий исполнитель, сколько как харизматичный персонаж. Милтон (Месс) Меззроу был страстным пропагандистом новоорлеанского и чикагского джаза и активным борцом за права чернокожих. Он написал книгу мемуаров “Really the Blues”, полную интереснейших реалий джазового мира, очевидно, перемешанных с не менее захватывающими небылицами. Меззроу вырос в еврейско-американской семье, принадлежащей к среднему классу. Уже подростком он проявил свой бунтарский характер: в 16 лет попал в исправительное учреждение для несовершеннолетних за угон машины.  Вообще, биография Меззроу – фактически детектив. Он три раза сидел в тюрьме, находясь на свободе, торговал наркотиками. Одно время даже работал на Аль Капоне.

В 1920-х годах Меззроу уже активно выступал на чикагской джазовой сцене. По отзывам многих, сначала он помогал белым молодым исполнителям, а потом начинал надоедать им своими довольно догматическими музыкальными взглядами. Как кларнетист в конце 20-х Месс Меззроу играл с “Austin High Gang”, записывался с “Jungle Kings” и “Chicago Rhythm Kings”.

В начале 30х годов Месс Меззроу приехал в Нью-Йорк и поселился в Гарлеме, женился на черной женщине, стремясь раствориться в негритянской среде, приняв образ жизни, манеру одеваться и разговаривать, присущую афроамериканцам. В 1930-х годах он провёл несколько сессий записи свингового ансамбля с разными сборными «all-star» составами, который называл «The Disciples of Swing». Его большой друг, французский импресарио традиционного джаза и авторитетный критик Гуг Панасье был одним из немногих, кто восхищался игрой Меззроу и часто приглашал его участвовать в записях, в том числе в довольно знаменитых сессиях 1938 года с Томми Ладниером и Сиднеем Беше. Продюсер, занимающийся звукозаписью, Эл Роуз критиковал манеру исполнения Меззроу, но хвалил его за его готовность помочь нуждающимся музыкантам, ссылаясь на всем известную щедрость Меззроу и полную преданность джазу.

В середине 1940-х Меззроу основал свой собственный звукозаписывающий лейбл – «King Jazz Records». Меззроу всю жизнь и восхищался афроамериканским стилем. В своей автобиографии «Really the Blues» он написал, что с того момента, как он услышал джаз, он «собирался стать негритянским музыкантом, который будет учить мир блюзу так, как это могут только чёрные». Меззроу считал, что «он определенно перешел черту разделяющую расовые идентичности», объявив себя «негром». Он первым организовал на Бродвее выступления оркестра, имеющего в составе белых и черных музыкантов.

Меззроу выступил на джазовом фестивале в Ницце в 1948 году, после чего поселился во Франции и организовал множество групп, в которые входили французские музыканты, такие как Клод Лютер и приезжие американцы, такие как Бак Клейтон, Джимми Арчи, Канзас Филдс и Лайонел Хэмптон. Вместе с бывшим трубачом Бэйси Баком Клейтоном он организовал запись «West End Blues» Луи Армстронга в Париже в 1953 году. Собственную последнюю пластинку выпустил в 1959 году.
Меcc Меззроу умер 5 августа 1972 года в Париже.

Предыдущие публикации:
Новая рубрика «Звезды джаза»
Звёзды джаза. Диззи Гиллеспи

Источник: Панасье Юг. История подлинного джаза - royallib.ru.doc