25.03.2021
Оперный певец и камерный исполнитель - Александр Давыдов
Не только обычному просвещенному человеку, но ни музыковеду, ни коллекционеру граммофонных записей имя Александра Михайловича Давыдова ни о чём сегодня, ни говорит. Только далекое от совершенства звучание граммофонной пластинки даёт возможность слушателю понять, что он имеет счастье соприкоснуться с настоящим искусством.
Александр Давыдов (25.03.1872-28.06.1944) – незаурядный вокалист, обладавшим большим актёрским дарованием, открывает нашу новую рубрику «Забытые имена». Только далекое от совершенства звучание граммофонной пластинки даёт возможность слушателю понять, что он имеет счастье соприкоснуться с настоящим искусством.
Российский оперный театр рубежа XIX и XX веков мог похвастаться большим количеством имен, среди которых просто талантливому исполнителю нетрудно было и затеряться. Александр Михайлович Давыдов был выдающимся оперным певцом. Он прожил интересную и сложную жизнь. Его имя гремело по России, на граммофонные пластинки певцом записано около 400 произведений, его знала Европа. В 1909 году Сергей Дягилев пригласил Александра Давыдова принять участие в его «Русских сезонах» в Париже. Репертуар певца был огромен и состоял из ролей в 85 операх и 30 опереттах, среди которых: Садко в постановке Мариинского театра («Садко»); Наль («Наль и Дамаянти»); Моцарт («Моцарт и Сальери»), Миме («Зигфрид»); Герман и Чекалинский («Пиковая дама»); Синодал («Демон» А. Рубинштейна); Вильгельм («Миньон»), Арлекин («Паяцы»); Тангейзер («Тангейзер»); Самозванец («Борис Годунов»); Хозе («Кармен»); Логе («Золото Рейна»); Ленский («Евгений Онегин»); Макс («Вольный стрелок»); Отелло («Отелло» Дж. Верди) и многие другие.
Александр Михайлович обладал не очень сильным, но ровным во всех регистрах голосом приятного мягкого тембра, природной музыкальностью, артистическим темпераментом. Ему довелось готовить оперные партии под руководством Эмиля Купера, Эдуарда Направника, Артура Никиша и Йозефа Сука.
Детали всегда делают образ давно ушедшего человека более близким и понятным – с биографией А.М. Давыдова можно познакомиться в разделе «Авторы».
«Среди многих русских и иностранных теноров, которых мне довелось услышать, ему принадлежит место в ряду наиболее выдающихся» - отмечал С. Ю. Левик*, несомненный знаток оперного искусства.
К дню рождения А.М. Давыдова мы приурочили музыкальную подборку, составленную из оперных партий в его исполнении и записанных с грампластинок, хранящихся в Музыкальной Библиотеке музея «Собрание».
*Сергей Юрьевич Левик (1883-1967) — российский оперный певец-баритон, музыковед и переводчик с французского и немецкого языков.