18.12.2024
Декабрь 1892 года. Премьера балета «Щелкунчик» в Мариинском театре
В России деревянная игрушка для колки орехов из сказки Гофмана стала известной именно благодаря балету Петра Ильича Чайковского. С декабря 1982 года – «Щелкунчик» превратился в одну из самых популярных балетных постановок. Мы все с детства знакомы с сюжетом балета и помним всех персонажей этой волшебной сказки. Особенно ценной считается возможность попасть на этот спектакль в Большой театр или Мариинский театр в канун Нового Года.
Впервые постановку «Щелкунчика» зрители увидели в Мариинском театре в Санкт-Петербурге – в XIX веке этот театр считался «культурным центром» страны. В основу двухактного балета-феерии легла сказка «Щелкунчик и мышиный король»; либретто спектакля создал легендарный солист балета, балетмейстер и педагог Мариус Петипа (1818–1910). Интересный факт состоит в том, что роли детей, Клары и Фрица, ныне исполняемые взрослыми артистами, в то время танцевали дети – ученики Петербургского Императорского театрального училища.
В день премьеры Петр Ильич Чайковский подготовил для публики сюрприз. Во время танца феи Драже, в оркестре зазвучала «хрустальная» мелодия невероятной красоты, похожая на звон капель воды в фонтане. Музыка, подобно волшебству снежных узоров на стекле, завораживала. Откуда же взялся незнакомый, но столь прекрасный звук? Это было непонятно даже профессиональным музыкантам. Оказалось, что это звучала челеста*.
В России инструмент был неизвестен, Петр Чайковский привез его из Франции и держал в секрете до премьеры спектакля, дабы устроить публике сюрприз. Внешне «диковинка» напоминала небольшое фортепиано, но обладала особенным тембром и звучанием напоминающим звук колокольчиков. В «Щелкунчике», своем последнем балете, Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и в «Спящей красавице» – преодолению злых чар силой любви. Композитор идёт ещё дальше по пути симфонизации музыки, обогащения ее всевозможными выразительными средствами. Удивительно естественно происходит в его музыке слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.
Мы подготовили музыкальную подборку, составленную из фрагментов балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Оцифровано с проигрывателя Audio-technica, грампластинки: Вступление и Марш к балету «Щелкунчик», «Апрелевский завод», «Вальс цветов» (части I и II), «His Masters Voiсe».
С историей создания балета можно познакомиться в разделе «Статьи и обзоры».
*Челеста (итал. celesta, от celeste — небесный) — пластиночный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Получил название от нежного, серебристо-певучего, «небесного» звука, похожего на звук колокольчика. Состоит из деревянного корпуса (сходного с корпусом пианино или фисгармонии), упрощённой фортепианной механики и набора металлических пластинок или трубок, укреплённых в корпусе на резонаторах.
По материалам публикаций
- Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1956; Berlioz H., Grand traite de l’instrumentation et orchestration modernes, P., 1844 (рус. пер.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 483).
- А. М. Мирек Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.