09.02.2018

Новая рубрика на сайте и тематическая статья, посвященная русской зимней охоте на медведя

Друзья, на нашем стайте появилась новая рубрика "Тематические статьи", в которой мы будем  размещать различные материалы, посвященные предметам из коллекции музея "Собрание". 
В последний снежный месяц зимы мы представляем вашему вниманию статью об одной из  русских традиций - зимней охоте на медведя, существующей на Руси с самых древних времен. Небольшой фрагмент статьи мы приводим ниже, а полностью материал можно прочитать здесь.

"Каждый охотник выбирал свой способ охоты в этот суровый период года. Чаще всего использовался самый древний и опасный способ - охота на медведя с рогатиной – копьем с железным наконечником. Охотник-смельчак вступал в почти рукопашную схватку с животным. Рогатиной, которую засовывали в берлогу, будили спящего медведя. Охотники старались выстрелить в тот момент, когда высовывалась наружу голова хищника. Если выстрелы были неудачными, один из охотников удерживал зверя рогатиной (либо собака отвлекала медведя), пока другие перезаряжали ружья. Охотились на медведя и с одной рогатиной, что требовало еще большего мужества, ловкости и силы. Именно в охоте на медведя проверялись, как на экзамене, отвага, хладнокровие, выдержка, решительность, молниеносная реакция, ловкость, меткость, находчивость и самоотверженность". 

Сцены медвежьей охоты очень часто становились сюжетами для различных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Есть они и в коллекции нашего музея. Один из самых интересных -  макет диорамы в раме под стеклом с изображением сцены зимней охотына медведя, выполненный по акварели художника П.П.Соколова «Охота с рогаткой на медведя»*.

На переднем плане размещена композиция, представляющая двух егерей нападающих на стоящего на задних лапах медведя. Один егерь - с ружьём, другой - с рогатиной. Сцена охоты разыгрывается в заснеженном лесу. Природные формы - деревья, снег, медведь и охотники, - предметные, объёмные, выполнены из разнообразных материалов. Фон с изображением голубого неба - живописный.

* Акварель П.П. Соколова «Охота с рогаткой на медведя» была написана художником в 1860-1870-х гг. и опубликована в Петербурге в 1870-х годах Фельтеном в альбоме «Русские охоты». В него вошли литографии с акварелей, находящихся в собрании Русского музея. С этого времени современники П.П.Соколова утвердили за ним славу «изобразителя охотничьих сцен» 1.

Пётр Петрович Соколов (1821-1899) - сын известного художника-акварелиста начала XIX в. Петра Фёдоровича Соколова (1787-1848) и племянник живописца Карла Брюллова (1799-1852). В историю русского искусства П.П. Соколов вошёл как мастер книжной иллюстрации. Им были созданы два крупных цикла к «Запискам охотника» И.С.Тургенева и к «Мёртвым душам» Н.В.Гоголя. Также он писал портреты, изображал русскую природу, крестьянскую жизнь, быт мелкопоместной провинции и сцены охоты. Акварели со сценами охоты были успешно показаны в Париже, где художник неоднократно бывал. По ним, на одной из частных французских шпалерных мануфактур, в 1870-1890-е гг.  была выполнена серия шпалер, изображавшая различные виды охоты. Подобного типа шпалеры исполнялись, как правило, по специальному заказу и предназначались для украшения какого-либо конкретного интерьера - дворцового кабинета или охотничьего салона2.

Вероятно, по специальному заказу был изготовлен представленный макет. Предположительно, он является макетом диорамного произведения - популярного в XIX - начале XX вв. вида изобразительного искусства, обращённого к массовой публике, в котором синтезом органически взаимосвязанных художественных средств достигается иллюзия реального природного пространства и изображенных событий. Диорама, являющаяся самостоятельным видом искусства, становится востребованной в последней трети XIX в. в качестве "вспомогательного элемента" при показе историко-этнографических экспозиций в музеях и на всемирных выставках, способствуя экспонированию предметов в полном соответствии с оригинальной обстановкой, которую дополняли манекены, иллюстрирующие быт и традиционные занятия3. Вполне возможно, находящийся в коллекции музея «Собрание» макет был выполнен для какого-нибудь мероприятия рубежа XIX-XX вв., целью которого было наглядно показать сцены русской охоты.

См.: Соколов Петр Петрович. [Альбом репродукций] / [Сост. и авт. вступ. статьи О. Подобедова]. - Москва: Изогиз, 1959.
2 См.: https://www.boccara.com/ru/товар/sokolov-1881-275-x-165/
3 См.: Матвеева П.А. Всемирные выставки как прототипы этнографических музеев // Сборник музея антропологии и этнографии LVIII. Европейское культурное пространство в коллекциях МАЭ. – СПб.: Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/978-5-88431-228-9/ © МАЭ РАН