Печатная продукция

Карты

Основу картографической коллекции музея «Собрание» составляют гравированные и литографированные карты территории Кавказа, относящиеся к концу XVIII – началу XX веков, отражающие историю включения региона в состав России. Процесс этот, активно начавшийся во второй половине XVIII в., завершился в 1864 г. с покорением Западного Кавказа.

Разнообразные по своему содержанию - общегеографические, определявшиеся в терминологии своего времени как «военно-топографические», политико-административные, карты путей сообщения, топографические, планы отдельных территорий и этнических областей, – карты позволяют проследить историю Кавказа не в текстовом, а в графическом измерении. Они создавались преимущественно военным ведомством, игравшим с начала XIX века ведущую роль в картографии и картоиздании страны. Военно-топографические службы, развитие которых совпало с периодом многолетней Кавказской войны и сопровождалось интенсивными топографо-геодезическими съёмками, вели работу по созданию обзорных карт всего Кавказа и отдельных его областей. Их цель обозначить в наглядной форме новый статус приграничных территорий и приобретения Российской империи на юге, проиллюстрировать интеграцию региона в пространство Российской империи, показать его административно-территориальные преобразования, дать представление о политической конъюнктуре на Северном Кавказе в контексте этнорелигиозных особенностей населения с численностью и отношением к России (покорённые или нет). Таким образом, картографические материалы являются ценными источниками для изучения истории Кавказа и его народов, иллюстрирующие процесс интеграции региона в Российское государство с изменениями политических, административных и этнотерриториальных границ.
далее...
Античные представления о регионе, лежащем между Каспийским, Чёрным и Азовским морями (то есть территорий современных юга России, Грузии, Армении, Азербайджана, Турции, Ирана) демонстрируют находящиеся в коллекции карты европейских картографов, гравёров и издательств XVII – XVIII веков. Это карты «Сарматии» (европейской части России), «Тартарии» (собирательное название современных южных и сибирских рубежей России), «Азии» (Кавказа), «Понта Эвксинского» (Черного моря) и «Марис Каспий» (Каспийского моря). Особый интерес представляют карты, сделанные на основе «Руководства по географии» Клавдия Птолемея. В середине II в. александрийский астроном и географ Клавдий Птолемей составил в восьми книгах «Руководство по географии» с приложением списка городов и рек, с указанием их географической долготы и широты, дополнив текст не дошедшими до нас картами. В XIII в. византийскому монаху Максиму Плануду, любителю старых рукописей, удалось найти птолемеевскую "Географию", но без карт. Руководствуясь текстом Птолемея, он решил их изготовить. Так возникли первые из известных нам Птолемеевы карты. После падения Константинополя в 1453 г. бежавшие от турок греки привезли в Италию множество византийских рукописей, среди которых была "География". В 1466 г. бенедектинский монах, немецкий мастер Николай восстановил по переведённому на латынь тексту карты, начертив их в новой, трапециевидной проекции. Гравированные в 1477 г., они вошли в болонское издание "Географии", напечатанное в количестве 500 экземпляров - первое печатное издание Птолемея. Птолемеевы карты изменили точку зрения на изображаемый мир. Теологическое объяснение мироздания, единственно допустимое для средневекового человека, по которому три материка – Европа, Азия и Африка, разделённые между тремя сыновьями Ноя, располагались крестообразно, а на пересечении их помещался Иерусалим (поскольку по средневековому представлению именно Гроб Господня являлся центром мира) изменилось на мировоззрение человека нового времени, увидевшего мир сверху, с высоты птичьего полёта.
Несмотря на существенные неточности, карты Птолемея получили широкое признание среди европейцев и служили основным источником сведений о географии вплоть до Великих географических открытиях, а «Руководство по географии» явилось одним из первых географических справочников, которым пользовались многие знаменитые картографы, как, например, Себастьян Мюнстер (1489-1552), в чьём издании «Cosmographia universalis» впервые была приведена карта европейской части России, или Герард Меркатор (1512-1594), на картах которого материки приобрели привычную нашему глазу форму, а атлас впервые получил это столь естественное теперь название, потому что на титульном листе своего собрания карт «Atlas sive cosmographicae meditations de fabrica mundi et fabricate figura» он поместил изображение античного гиганта Атласа, несущего на плечах земную сферу.

Рассматривая карты XVII – XVIII вв. необходимо отметить тесную связь между наукой и художественным творчеством. Научные изображения земной поверхности были дополнены разнообразными графическими элементами (например, мифологическими или аллегорическими персонажами) или картушем – фигурной рамкой с окружающими её гирляндами из цветов, листьев, плодов, военными трофеями или жанровыми сценками, нередко несущими в себе смысловую нагрузку, с расположенным в ней (рамке) текстом.
Ярким примером подобного союза науки и искусства является находящийся в коллекции музея «Российский Атлас из сорока трёх карт состоящий и на сорок одну губернию Империю разделяющий» 1800 г., каждая из карт которого украшена сюжетным картушем, характеризующим представленную территорию в экономическом, политическом и историческом аспекте. По мнению исследователей, автором содержания картушей мог выступать сочинитель Атласа, русский математик, географ и картограф А.М. Вильбрехт (1757-1823), а автором изображений – профессор исторической живописи петербургской Академии художеств И.Ф. Тупилев (1758-1821).

  Работы по составлению атласа были инициированы ещё Петром I, организовавшим полевые съёмки так называемых «петровских геодезистов», положившими начало планомерному картографированию страны как средству изучения природных ресурсов и экономических особенностей территории. Выполненные в 1720 - 1750-е гг. съёмки страны привели к появлению первых комплексов массовых картографических документов, содержавших однородную информацию общегеографического характера по довольно обширным регионам. Первая попытка издания атласа была предпринята в 1731 году, когда в типографии В.О. Киприянова вышел так называемый атлас Кирилова, изданный всего в нескольких экземплярах.

 Первым официальным атласом государства стал «Атлас Российский», выпущенный большим тиражом Академией наук в 1745 г. и допечатываемый на всём протяжении XVIII в.
Во время правления императрицы Екатерины II (1762-1796) было увеличено финансирование научных исследований территорий страны для её лучшего понимания с этнографичекой, социальной и экономической точек зрения. Обилие информации о географии России, полученное в результате многочисленных экспедиций, делало возможным издание нового национального атласа, составление которого в 1786 г. Екатерина II взяла под свой контроль. «Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок на два наместничества империю разделяющий», работа над которым продолжалась семь лет, был издан в Петербурге, при Горном училище в 1792 г.
В последующие годы (1793-1795 гг.) в связи с расширением Российской империи на запад и образованием новых губерний на бывших турецких и польских землях, Атлас 1792 г. издавали с дополнительными картами новых наместничеств.

 На основе Атласа 1792 г. и был создан «Российский атлас» 1800 г., половина карт которого были напечатаны с медных досок, с которых печатали соответствующие карты 1792 г., но с внесением на них больших или меньших изменений. Издание нового Атласа было призвано не только отражать изменения, внесённые в административно-территориальную структуру империи императором Павлом I (1796-1801) после его вступления на престол в 1796 г., но прославлять его в зримой форме как защитника справедливости и порядка, подчёркивая величие Российской империи.

Итак, в картах сплетается момент истории, политические интересы, уровень научных знаний и представлений о мироздании. Гравированные известными мастерами и изданные знаменитыми издательствами, они могут особенно много сказать о своём времени и его восприятии. Добро пожаловать в мир карт!

Литература.
Борисовская Н.А. Старинные гравированные карты и планы XV - XVIII вв. М., 1992.
Булатов В.Э. Российский атлас из сорока трёх карт состоящий и на сорок одну губернию Империю разделяющий (1800 года). Научный аппарат. М., 2008.
Картоев М.М. Картографические источники по истории северокавказского региона в Военно-ученом архиве РГВИА (вторая половина XVIII – 60-е гг. XIX века) // Вестник РГГУ. № 4/08. М., 2008. С.171-190.
Картоев М.М. Русские карты Кавказа XVIII-XIX вв.: региональная история в контексте имперской политики (историко-географический аспект) // Историческая география: пространство человека vs человек в пространстве: материалы XXIII междунар. науч. конф. 27-29 янв. 2011 г. М.,: РГГУ, 2011. С. 270-272.
Салищев К.А. Картоведение. М., 1990
Сотникова С.И. Источниковедение русских карт XVII-начала XX века: автореф. дис ... д-ра ист. наук. М., 1990.
Цуциев А.А Атлас этнополитической истории Кавказа. М., 2007.

свернуть...

19 предметов