Русский художественный металл

Подсвечники парные на одну свечу: «Продавец рыбы», «Мороженщик». Из большого письменного прибора

    Подсвечники парные на одну свечу: «Продавец рыбы», «Мороженщик». Из большого письменного прибора

    Россия

    Модель: 1875 г. Отливка: конец 1870-х гг.

    Лансере Е. А., Фабрика Ф.Ю. Шопена

    Бронза, поделочный камень; литье, чеканка, золочение, мантировка

    Высота - 19.5 см, диаметр - 7.2 см (каждой)

    На основании каждого подпись - ЛАНСЕРЕ.

    далее...

    Подсвечники парные на одну свечу из позолоченной бронзы. Каждый выполнен в виде расположенного на круглом основании фигуры петербургского разносчика, держащего в высоко поднятых руках кадушку, служащую свечником (бобешкой). В одной композиции - фигура пожилого разносчика рыбы с длинной бородой и усами, подстриженного «под горшок», в долгополой верхней одежде и традиционной шапке. Из кадушки свисает хвост крупной рыбы. Стоян второго подсвечника выполнен в виде фигуры молодого разносчика колотого льда в подпоясанной рубахе и заправленных в сапоги портах, из кадушки которого выглядывает кусочек ткани.

    Данные подсвечники входили в состав письменного прибора, созданного в середине 1870-х годов. В его тематике отразилась общая направленность русского искусства того времени, а именно - интерес к народной жизни. Прибор представлял собой тридцать самостоятельных статуэток, являющихся спичечницами, пепельницей, подсвечниками, колокольчиком, прессом и т.д., в художественном решении образов которых очевидна связь с традицией изображения «русских типов». Начало этому было положено выходом в свет в 1817 г. знаменитого издания «Волшебных фонарь или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистию в настоящем их наряде, и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию».
    Прибор, неоднократно отливавшийся на фабрике Ф.Ю. Шопена, целиком до настоящего времени не сохранился. Отдельные предметы хранятся в собраниях Государственного Исторического музея (Москва) и Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Более подробно см.: Гончарова Л.Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 67-68, 112.

    свернуть...

    Инв.3907.1-2/ДПИ