Печать "Голова лошади"
Печать "Голова лошади"
Россия, Санкт-Петербург
Третья четверть XIX в.
Мастерская С. Арнда
Серебро,; литьё, чеканка, золочение, резьба, шлифовка, полировка
Высота - 11.8 см
Клейма: "SA"; герб Санкт-Петербурга; "84".
Заготовка для печати, выполненная из серебра в виде литой головы лошади - вздёрнутой, с приоткрытым, обнажающим ровные зубы ртом и широко раздутыми ноздрями. Фигурка расположена на восьмигранном пьедестале из красно-коричневого поделочного камня. Узкая шейка, служащая переходом от фигурки к пьедесталу, декорирована резным растительным орнаментом. На матрице шрифтом, имитирующим древнерусский, вырезаны имя и фамилия владельца: "ИВАНЪ ЖАДИМЕРОВСКОИ".
В коллекции екатеринбургского Музея камнерезного и ювелирного искусства имеется выполненная из дымчатого кварца печать в виде головы лошади, близкая представленному экспонату. Как предположили исследователи, прототипом для создания подобного скульптурного изображения могла быть фигура шахматный конь. "В 1851 г. в Лондоне состоялся международный шахматный турнир. В преддверии этого события художник Н.Кук разработал шахматы нового образца, одобренные английским игроком Г.Стаунтоном. В процессе работы единственную трудность вызвала у Кука фигура коня - самый конкретный персонаж шахмат. Искомый образ художник нашёл в Британском музее - конь с фриза Парфенона с мощной шеей, поднятой вверх головой и коротко стриженной гривой. Шахматы, получившие названия "стаунтовские", стали своеобразным стандартом, широко распространились по миру (первый комплект был выпущен ещё в марте 1849 г.) и используется до сих пор. Нечто общее с экспрессией стаунтовского коня имеет печать в виде головы лошади, прототипом которой вполне мог быть шахматный конь". Цит. по: Зверева Ю. Уральские печати //Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России. М.,2011. С.277-278.
Инв.1051/ДПИ