Три кружки в стиле ампир
Три кружки в стиле ампир
Россия, Санкт-Петербург
1820-1830-е гг.
Петр Меллер (Moller Peter Andreas)
Серебро; литье, чеканка, золочение
1) Кружка серебряная, внутри позолоченная, раструбом вверх, с фигурной ручкой, украшенной скульптурной головой римского воина в шлеме. Верхний, слегка отогнутый край, украшен полосой вальцованного растительного орнамента в виде виноградной лозы, веток с розами, стилизованных завитков и листьев с треугольными лентами. На гладкой поверхности кружки в средней части расположены накладные медальоны с рельефными аллегорическими изображениями стихий - воды, огня, времени и других, внизу - рельефные изображения вакханических сцен. В. 13,5 см. 1820-1830-е гг.
Клейма: РАМ, А.Я (пробирный мастер Петербурга с 1795 по 1826 гг. Александр Яшинков), 84, герб Петербурга. Резная надпись: Архимандриту О.Лаврентию
2)Кружка серебряная, внутри позолоченная, раструбом вверх, с фигурной ручкой, украшенной скульптурной головой римского воина в шлеме. Верхний, слегка отогнутый край, украшен полосой вальцованного растительного орнамента в виде виноградной ллозы, веток с розами, стилизованных завитков и листьев с треугольными лентами. На гладкой поверхности кружки в среднй части расположены накладные медальоны с рельефными аллегорическими изображениями стихий - воды, огня, времени и других, внизу - рельефные изображения вакханических сцен. В. 16,3 см. 1827 г.
Клейма: Р.М., М.К/1827 (пробирный мастер Санкт-Петербурга с 1825 по 1838 гг. Михаил Карпинский), 84, герб Санкт-Петербурга
3)Кружка серебряная, внутри позолоченная, раструбом вверх, с фигурной ручкой, украшенной скульптурной головой римского воина в шлеме. Верхний, слегка отогнутый край, украшен полосой вальцованного растительного орнамента в виде виноградной лозы, веток с розами, стилизованных завитков и листьев с треугольными лентами. На гладкой поверхности кружки в средней части расположены накладные медальоны с рельефными аллегорическими изображениями стихий - воды, огня, времени и других, внизу - рельефные изображения вакханических сцен. В. 14 см. 1835 г.
Клейма: Р.А.М., М.К/1835 (пробирный мастер Санкт-Петербурга с 1825 по 1838 гг. Михаил Карпинский), 84, герб Санкт-Петербурга
Начало XIX века ознаменовалось большими переменами в искусстве. Основными центрами оставались новая и старая столица. Санкт-Петербург, как и в XVIII веке сохранял значение законодателя мод и стилистических направлений. Первые десятилетия XIX века стали началом становления отечественной ювелирной промышленности, появились новые механические приемы обработки драгоценных металлов - вальцованный орнамент, штампованные изображения, которые накладывали на различные предметы - кружки, стопы, кувшины и др. В серебряных изделиях появилась любовь к гладким поверхностям, которые контрастно выделяли рельефные или скульптурные изображения различных аллегорий, античных героев.
Графическая четкость силуэтов, холодный блеск металла в изделиях стиля ампир производят впечатление элегантного, но несколько холодноватого искусства.
Расцвет керамической промышленности внес большие перемены в сервировку и убранство стола, отпала надобность в значительной части предметов из драгоценных металлов. На первый план выдвинулись серебряные изделия, служащие скорее декоративным, чем утилитарным целям: подсвечники, канделябры, ларцы, из посуды - вазы и корзины для фруктов, рюмочные передачи, кружки, стопы и др.
Инв.190/ДПИ