Западноевропейское стекло и керамика

Кувшин с изображениями уральского казака и нижнего чина Черноморской сотни Лейб-гвардии казачьего полка

    Кувшин с изображениями уральского казака и нижнего чина Черноморской сотни Лейб-гвардии казачьего полка

    Англия, Стаффордшир

    Первая треть XIX в.

    Фаянс; печать монохромная, роспись золотом

    В. 15.0 см

    Кувшин фаянсовый, грушевидной формы, на кольцевом основании, с носиком-сливом и ручкой  в виде головы и переплетённого хвоста фантастического существа. Тулово кувшина декорировано двумя монохромными печатными  изображениями, образцами для которых  послужили гравюры 1813 г. по рисунку художника А.О. Орловского, выполненные неизвестным английским гравёром и изданные в Лондоне. Это гравюра «Нижний чин Черноморской сотни Лейб-гвардии казачьего полка» с изображением повёрнутого спиной скачущего на лошади донского казака периода Отечественной войны 1812 года, вооружённого пикой, саблей и ружьём. И гравюра «Уральский казак» с конным изображением уральского казака из ополчения  периода Отечественной войны 1812 года, вооружённого пикой и ружьём.
    Под носиком-сливом помещено выполненное золотом изображение лаврового венка. Золотой отводкой выделены контуры фантазийного зверя и подчёркнут венчик кувшина.

    Представленный кувшин был выполнен в Англии. Возможность поставлять свои изделия на российский рынок привлекала многих английских керамистов. Фаянсовые сервизы и отдельные предметы изготавливали на экспорт в Россию лучшие производители керамики (Джозайя Веджвуд, Джозайя Споуд, братья Клюз). Изделия этих предприятий были представлены во всём богатстве ассортимента, а также материала изготовления и типов декора. Среди них можно было увидеть предметы из фаянса цвета сливок, простого тонкого фаянса, яшмовых масс, которые украшали с помощью росписи, накладного рельефа, надглазурной и подглазурной печатью. Английские заводы выпускали изделия, ориентированные на самый широкий спектр потребителей – от высочайших особ до небогатого дворянства и купечества. Кроме того, в конце XVIII в. в ассортименте английских заводов появились изделия с так называемой русской тематикой, выполненные по гравюрам известных художников*. К кругу таких произведений можно отнести и данный предмет. *См.: Тарлыгина Д. Английский фаянс в России в XVIII-XIX веках // Третьяковская галерея. № 2 (51), 2016.

    Инв.8726/ДПИ