Казальс, Пабло

«Музыка, чей чудесный и универсальный язык понятен каждому, должна явиться источником связи между людьми», — говорил Казальс. — «Я еще раз призываю своих собратьев-музыкантов во всем мире поставить свое искусство на службу человечеству, способствуя объединению народов».


Биография

Пабло Казальс (исп. Pablo Casals, полное имя Пау Карлес Сальвадор Казальс-и-Дефильо (кат. Pau Carles Salvador Casals i Defilló; 29 декабря 1876 года, Вендрель, провинция Таррагона, Испания — 22 октября 1973, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико) — испанский каталонский виолончелист, дирижёр, композитор, общественный деятель.

Первые уроки музыки Пабло Казальс  получил у отца, органиста и педагога. Как музыкант вспоминал позже, петь он научился раньше, чем говорить. В пятилетнем возрасте мальчик уже пел в церковном хоре и обучался игре на скрипке, органе и фортепиано. В семь лет – уже мог транспонировать* любую пьесу. В восемь – выступал на концерте как скрипач и даже заменял отца в качестве органиста. Общее образование Пабло получил в деревенской школе. Отец считал, что музыка даст слишком скромные средства к существованию и нужно параллельно заниматься каким-нибудь ремеслом.  Когда Пабло шел двенадцатый год, мать отправилась с ним в Барселону, где юноша поступил в Музыкальное училище. Помимо виолончельного класса Пабло обучался гармонии и контрапункту. В 1888 году он начал брать уроки игры на виолончели у Х. Гарсиа в Муниципальной консерватории Барселоны и продолжил образование (в том числе и как композитор) в Мадриде, Брюсселе и Париже. В 1897 году Пабло Казальс сменил  Х. Гарсиа на посту профессора по классу виолончели в Муниципальной консерватории. В 1899 известный парижский дирижер Шарль Ламурё представил публике многообещающего испанского виртуоза – так начался путь Казальса-солиста. Пабло совершил первые концертные турне по Испании в составе квартета, где первой скрипкой был бельгиец Матье Крикбом. Так Казальс побывал в Мадриде, Бильбао, Валенсии и в Португалии. В 1898 году в Мадриде музыкант получил приглашение от королевы выступить во дворце. После концерта она вручила Пабло в подарок великолепный браслет с изумрудом и виолончель работы Гальяно.

В начале 1900-х годов Казальс много гастролировал в Европе и США, а его техническое мастерство и яркий темперамент получили повсеместное признание. Несколько раз он выступал в России как солист и в ансамбле с С. Рахманиновым, А. Зилоти, А. Гольденвейзером. В 1904 Казальс вместе с пианистом Альфредом Корто и скрипачом Жаком Тибо создал трио, быстро  ставшее популярным.

В годы Первой мировой войны Казальс жил в Париже, но в 1920 году переехал в Барселону, где организовал собственный симфонический оркестр и выступал в нем как дирижер. Чтобы поиграть рядом с Казальсом, или в сопровождении его оркестра, в столицу Каталонии приезжали выдающиеся исполнители из разных стран.

Более 70 лет Пабло Казальс вёл активную профессиональную деятельность: выступал во многих странах, преподавал в Париже и в Барселоне, давал мастер-классы, сочинял, дирижировал, играл в ансамблях с известными музыкантами, организовывал музыкальные фестивали, конкурсы, воскресные концерты для рабочих. Появление в Барселоне музыкальной школы, журнала о музыке, первого симфонического оркестра – тоже заслуга Пабло Казальса. Все эти просветительские начинания прекратили своё существование после фашистского мятежа в Испании (1936). Патриот и антифашист, Казальс активно помогал республиканцам во время войны. После падения Испанской республики (1939), музыкант эмигрировал и поселился на юге Франции, в г. Прад. С 1956 он жил в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где создал симфонический оркестр (1959) и основал консерваторию (1960).

Пабло Казальс обладал колоссальной работоспособностью именно как концертирующий музыкант, играя до 250 концертов в год. Тем не менее, Казальс принципиально не давал концертов в тех странах, где устанавливались военные режимы. Исключением не стал даже год 200-летия со дня смерти Баха.

Казальс проявил себя как активный борец за мир. Он автор оратории «Вертеп» («El pesebre», 1943; первое исполнение в 1960 г.), основная идея которой воплощена в заключительных словах: «Мир всем людям доброй воли!». По просьбе генерального секретаря ООН У Тана Казальс написал «Гимн миру» (3-частное произведение), который был исполнен под его управлением на торжественном концерте в ООН в 1971. Музыкант награждён Медалью мира ООН; написал несколько симфонических, хоровых и камерно-инструментальных произведений, пьесы для виолончели соло и ансамбля виолончелей. Продолжал играть, дирижировать и преподавать до конца жизни. Активный борец за мир и правду (и не только в музыке), Пабло Казальс был человеком высоких нравственных ценностей, которые пропагандировал и в которые верил.

Казальс умер в 1973 году (96 лет) и был похоронен в Пуэрто-Рико, но позже был перезахоронен в родной Каталонии. В память о нём в Пуэрто-Рико проходит Фестиваль, в Париже и Будапеште - конкурсы виолончелистов, на горе Монсеррат в Каталонии установлена статуя.

* Транспозиция в музыке – это перенос всего музыкального произведения в другую тональность. При этом характер звучания музыки практически не изменяется – и мелодия, и гармония остаются теми же, меняется только абсолютная высота всех звуков – они становятся либо выше, либо ниже

    

Источники:
https://dzen.ru/a/Y9Oa8K538hWb0xf_
https://info.wikireading.ru/95005
https://www.belcanto.ru/casals.html
https://nimusmedia.ru/notes-art/pablo-casals-2021/