Юрьева, Изабелла
Биография
Изабе́лла Дани́ловна (Дании́ловна) Ю́рьева (при рождении — Бе́лла Гда́льевна Ле́йвикова) – российская советская эстрадная певица (контральто), исполнительница песен и романсов . Ее называли «королевой патефона», «белой цыганкой», «мадам Вечный Аншлаг». Ретро шлягеры в ее исполнении принадлежат эпохе патефонных пластинок и черно-белого кино, а голос певицы напоминает о невозвратно ушедших временах.
Родилась Белла 7 сентября 1899 года в Ростове-на-Дону. Родители работали в театре -- отец шил шляпы, мать делала усы и парики, семья Лейвиковых, была близка к артистическим кругам. Отец Даниил Григорьевич обладал красивым голосом, очень любил петь, и любовь к пению передал своим дочерям (их было в семье четверо). Сосед Лейвиковых Ефрем Цимбалист (1889-1985), ставший впоследствии скрипачом с мировым именем, услышав, как поет юная Белла, упросил ее родителей показать девочку педагогу. И хотя отец был против карьеры профессиональной певицы для дочери, та впервые вышла на сцену уже в 16 лет. Это была летняя открытая эстрада в одном из парков Ростова-на Дону. Успех был оглушительным. Воодушевленная, она отправилась в Петербург, где юную певицу согласился послушать концертмейстер Анастасии Вяльцевой -- Алексей Владимирович Таскин. Несколько месяцев он занимался с девушкой, разучивая песни и романсы, готовил её к дебютному выступлению. Выступление состоялось в 1922 году на эстраде кинотеатра «Колизей». Здесь среди прочих песен прозвучала «Нищая» Александра Алябьева -- песня, имевшая тогда большую популярность. С этого вечера началась профессиональная творческая биография Изабеллы Юрьевой. После блистательного дебюта певице было предложено выступать в Москве в концертном зале «Эрмитаж». В ее репертуаре появились известные романсы: «Только раз бывает в жизни встреча…», «Жалобно стонет ветер осенний», «Когда по целым дням», цыганские романсы «Роща» и «Валенки».
Познакомившись на одном из концертов с Иосифом Аркадьевичем Эпштейном – главным администратором театрального треста, в 1925 году Изабелла вышла за него замуж. Он стал директором певицы, писал тексты новых песен, среди которых и самая популярная в репертуаре Изабеллы – «Если можешь – прости». Писал под псевдонимом Иосиф Аркадьев.
В 1925-1926 годах Изабелла Юрьева с мужем находились во Франции, где ее концерты проходили с огромным успехом. В это же время у нее родился сын Владимир. Мальчик был слабеньким, и спустя год умер. Даже в тот день, когда у певицы умер сын, концерт с ее участием никто не стал отменять. На него были распроданы все билеты, и условия контракта были жесткими: она должна была петь несмотря ни на что. Больше детей у нее не было...
Уже в 20-е годы Юрьева встала в ряд звезд первой величины. И это притом, что репертуар певицы был сплошь буржуазным и безыдейным. Излюбленными жанрами Изабеллы Даниловны стали русский романс и старинная цыганская песня. В ее неповторимом исполнении произведения звучали настолько убедительно, что артистку стали называть «белой цыганкой».
Считалось что, песни о любви и страсти только вносили смуту и отвлекали народ от основной цели — построения социализма. Потому и искусство ради искусства признавалось если не вредным, то бесполезным и предавалось в лучшем случае осмеянию, а в худшем попадало под полный запрет. Жанр романса подвергся идеологической травле. Дав на прощание грандиозный концерт в Большом театре, Изабелла Даниловна сделала перерыв в своей творческой биографии — с 19 ноября 1928 года на долгие восемь лет.
В 1937-м состоялась первая граммофонная запись, а позднее артистка открыла свою дискографию дебютной пластинкой «Старинные романсы и песни», записывающейся в течение четырех лет.
Война «реабилитировала» Юрьеву как певицу. Уже на второй день после ее начала Изабелла Даниловна выступала с концертом на вокзалах и в мобилизационных пунктах. В тяжелое военное время Изабелла Даниловна участвовала в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах. Особым успехом у солдат пользовались песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Когда падают листья» (на музыку Евгения Рохлина), «В старом саду», «Белая ночь».
Но после войны гонения на «буржуазную музыку» возобновились. Музыка должна была мобилизовать на «трудовые подвиги». От певицы требовали не только изменить репертуар, но и голос, избавиться от низких нот, которыми так богат ее знаменитый контральто. Послевоенная эпоха отличалась очередным всплеском идеологического давления, все личное считалось мещанством и мелочностью, поэтому лирическая песня и романс на фоне шлягеров нового времени теряли свою публику. Открытого преследования певицы не было, но даже отзывы коллег-музыкантов негативно сказывались на карьере певицы. Так, Исаак Дунаевский в своей статье в издании «Советская музыка» назвал творчество Изабеллы Даниловны «излишне эмоциональным и чувственным». В конце 40-х годов «цыганщина» была признана вредительством. «Королева романса» боролась, сколько могла, но в 1959 году вынуждена была распустить свой ансамбль. Она еще выступала в сборных концертах, но имя певицы все реже появлялось на афишах. В 1965-м году Юрьева дала свой последний концерт в Ленинградском театре эстрады. Концерт не записывался, но очевидцы утверждали, что голос звучал превосходно.
В 1971 году скончался супруг Изабеллы Даниловны. Казалось, ее забыли все. И вдруг в 70-х интерес к романсу оживился. Оказалось, что петь эти простые мелодии с незамысловатыми текстами дано очень немногим. О певице стали писать, ее приглашали на радио. В 1980-м году телевизионщик Владислав Виноградов снял о ней фильм «Я возвращаю Ваш портрет», а в 1993-м, Анисим Гиммерверт — документальную программу «Два портрета на звуковой дорожке» , посвященную Изабелле Юрьевой и Вадиму Козину В 1992 году певица, наконец, была удостоена звания народной артистки России.
7 сентября 1999 года в ГЦКЗ Россия певица отметила 100-летний юбилей, посетив концерт, где песни ее репертуара спели Людмила Зыкина, Нани Брегвадзе, Иосиф Кобзон и другие звезды эстрады. Виновница торжества и сама исполнила фрагмент романса о хризантемах, предварив его словами: «Как смогу, так и спою, но без фонограмм». В том же году юбилярше вручили орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. 20 января 2000 года на 101-м году легенды романса не стало. Прощание с артисткой проходило в Театре эстрады. Изабелла Юрьева похоронена на Донском кладбище Москвы.
Источники:
https://dzen.ru/a/YB2CIF-tzCKpoW_E
https://biographe.ru/znamenitosti/izabella-yureva
https://stories-of-success.ru/iskusstvo/izabelly-yurevoy
https://24smi.org/celebrity/47550-izabella-iureva.html