Половинкин, Леонид

Биография

Леонид Половинкин – советский композитор, пианист, дирижер, преподаватель и общественный деятель, родился 13 августа 1894 года  в Тобольской губернии. Отец Леонида, Алексей Петрович — инженер по образованию, — занимался прокладкой железных дорог. Со временем семья переехала в Москву. Мать, Анна Герасимовна была родом из богатой купеческой старообрядческой семьи Морозовых. Она стала была первым преподавателем музыки сына. Леонид обучался игре на скрипке и фортепиано. В 1906 году написал первые сочинения — небольшие пьесы для рояля. В том же году мальчик был зачислен сразу во второй класс гимназии Поливанова на Пречистенке – известнейшего учебного заведения Москвы.

Первое серьезное музыкальное произведение — вальс, юный композитор сочинил в 1912 году, а издал в 1927 году. За время обучения в гимназии Леонид выучил английский, французский, немецкий и латинский языки, увлекался рисованием и спортом. Родители юноши хотели, чтобы он получил такое образование, которое обеспечило бы ему стабильную работу и достойный заработок в будущем, поэтому после окончания гимназии будущий музыкант поступил на юридический факультет Московского университета. Однако, увлеченный музыкой, юноша также поступил и в Московскую консерваторию. Параллельно фортепианному классу молодой человек начинает обучение и на отделении музыкальной теории и композиции. Его учителями были Николай Мясковский, Рейнгольд Глиэр и Георгий Катуар. Еще не получив диплом о высшем музыкальном образовании, Леонид начал преподавать в Музыкальном техникуме имени Скрябина, а затем и в Консерватории. Вместе с Дмитрием Кабалевским и Львом Мазелем подготовил к изданию первую часть неоконченного труда своего учителя Катуара «Музыкальная форма». После того, как Леонид окончил консерваторию по двум специальностям его имя как одного из лучших выпускников, было сразу занесено на доску отличия в фойе Малого зала. С 1924 года Леонид Половинкин был секретарем  Ассоциации современной музыки (АСM). В 1920-е годы он стал одним из лидеров раннего советского «урбанистического» модернизма: фортепианный цикл «Происшествия» (7 пьес, 1920-1925), фокстрот «Электрификат» (1925) и другие сочинения. Половинкиным было создано четыре произведения под названием «Телескоп». Все они представляют собой род неких оркестровых фантазий, написанных для разных составов оркестра, но имеющих в основе своей определенную идею ─ наблюдение за отдаленным. Например, «Телескоп II» насыщен латиноамериканскими интонациями. Единственным оформленным теоретическим исследованием Половинкина стала небольшая статья под названием «Записка по методологии музыкальной формы». Она была создана в мае 1927 года.

Одним из первых композитор начал вводить в партитуры симфонических произведений специфические приемы звукоизвлечения на духовых инструментах, которые создавали шумовые эффекты. Так в детской симфонии «Володя-музыкант» подобные приемы выполняли изобразительную функцию и рельефно выделяли текст рассказчика. В 1926 году Леонид Половинкин получил приглашения от нескольких коллективов, включая Музыкальный театр имени В.И. Немировича-Данченко, Оперную студию-театр имени К.С. Станиславского и Московский театр для детей, основанный Наталией Сац. Он выбрал последний вариант и проработал на «детской» сцене около 15 лет в качестве заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. Он принимал активное участие в премьере симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк», которая была написана по инициативе Н. Сац.

В конце 20-х и начале 30-х годов взаимоотношения властей и авангардных художников начали изменяться в худшую сторону: появлялись обвинительные статьи, некоторые композиторы подвергались травле, а объединение АСМ и вовсе расформировали. 

В отличие от некоторых композиторов того времени, которые перестали интересоваться джазом, Леонид Алексеевич продолжал включать элементы этого стиля в композиции даже в конце 1930-х годов, когда джаз стал непопулярным и был признан враждебным. Он также привнес джазовые темы в классические и романтические фортепианные и симфонические произведения.

Много сочинял для кино и театра, например, написал музыку к спектаклю «Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Имя Половинкина как композитора принято связывать в первую очередь с детской театральной музыкой. Однако это не единственная область его творчества. Фортепианная, камерно-инструментальная, симфоническая и театральная музыка Половинкина в равной степени весомы; они органично сосуществовали, оказывая друг на друга влияние. В 1930–1940-х годах Половинкин также работал над музыкой для кинофильмов, что можно считать характерной приметой композиторского труда в то время.

В 1930–1940-е годы Половинкин продолжал писать и инструментальные сочинения. Их количество даже превышает число его театральных опусов. Во время войны композитор был в эвакуации, в 1943 году возвратился в Москву. В 1947-1948 годах — работал заведующим музыкальной частью и дирижёром в Театре им. Моссовета. В 1948 году после постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» был подвергнут обвинениям в «формализме».

Композитор прожил неполных 55 лет, но успел написать много оригинальных произведений, часть из которых — новаторские. Феномен Леонида Половинкина обусловлен прекрасного музыкального образования, выдающихся природных способностей, широты кругозора, любознательности и чувства времени.

Композитор скоропостижно скончался 8 февраля 1949 года в Москве, по дороге в театр. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источники:
https://mus.academy/articles/leonid-polovinkin-shtrikhi-k-portretu-kompozitora
https://weekend.rambler.ru/people/51077870-leonid-polovinkin-teatr-dzhaz-i-detskoe-kino/
http://muzcentrum.ru/news/35518-yurist-stavshij-kompozitorom
https://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/249589/bio/
https://www.peoplelife.ru/229798