Нежданова А.В.

Биография

Антонина Васильевна Нежданова— русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Нежданова родилась 16 июня 1873 года, в деревне под Одессой, в семье сельских преподавателей. Отец певицы играл на скрипке и руководил любительским хором. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве -- пела в хоре местной церкви. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: «Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!». Сольно Антонина начала выходить на сцену, когда училась в пятом классе гимназии. Во время обучения Антонина параллельно посещала музыкальное училище, но по настоянию родителей бросила его, чтобы сосредоточиться на получении среднего образования. По окончании гимназии работала учительницей в Одесском городском женском училище. Тем не менее, Антонина всегда мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.
Когда ей исполнилось 26 лет, девушка поступила в Московскую консерваторию, которую через три года окончила с золотой медалью. Ее педагогом был итальянец Умберто Мазетти. Итальянская школа пения соответствовала особенностям природного голоса Антонины, что было важно для дальнейшего совершенствования. Педагог не форсировал развития ее вокальных данных и разрешал петь в среднем регистре. Несмотря на свои грандиозные успехи, Антонина продолжала брать уроки вокала у Мазетти на протяжении почти двадцати лет, пока его не стало в 1919 году.

В Большой театр Нежданова попала удивительным способом. Заболели все три исполнительницы партии Антониды в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя». Дирекция театра была вынуждена пригласить дебютантку-соискательницу, которую ранее не зачислили в штат из-за отсутствия вакансий. Партия Антониды открывает галерею пленительных образов, созданных Неждановой в операх русских композиторов: Людмила (опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», 1902); Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова, 1906); Татьяна («Евгений Онегин» П.И. Чайковского, 1906); Снегурочка (одноименная опера Н.А. Римского-Корсакова, 1907); Шамаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, 1909); Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, 1916); Иоланта (одноименная опера П.И. Чайковского, 1917 года); Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане», 1920). Знаменательно, что свой сценический шедевр — образ Марфы в «Царской невесте» — Нежданова создала почти на половине творческого пути, в 1916 году, и не расставалась с ролью всю свою жизнь, включив акт из нее в свой юбилейный спектакль 1933 года.

Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с «русским соловьем», но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской «Гранд-опера». В апреле - мае 1912 года она исполняла партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо.

С каждым годом у артистки прибавлялись партии в Большом театре. Для нее писали арии выдающиеся композиторы. Именно на ее голосовые данные рассчитывал Николай Римский-Корсаков, когда создавал образ Шамаханской царицы в «Золотом петушке». В пении Неждановой артистично не слово, не фразировка, не интонация, а сам звук. Именно это так ценил Сергей Рахманинов, посвятивший ей свой «Вокализ». Лиризм любви с ее внутренней стойкостью, рождение личности через любовь, высота чувств — лейтмотив всего творчества Неждановой. 

В 1915 году 42-летней Надежде Неждановой, на ужине у композитора М.М. Ипполитова-Иванова, был представлен 24-летний дирижер Николай Голованов, ставший вскоре ее мужем и постоянным концертным аккомпаниатором.

Октябрьскую революцию Нежданова встретила с большим энтузиазмом. Бесплатно выступала в цехах заводов и фабрик; часто выезжала в деревни и отдалённые поселки. И очень гордилась тем, что пела на митингах, на которых выступал В.И. Ленин. В 1922 году певица при помощи А.В. Луначарского вместе с Н.С. Головановым отправились на зарубежные гастроли. Турне по городам Западной Европы и Прибалтики стало триумфальным.

С 1924 года песни Неждановой стали звучать в радиоэфире. Антонина Васильевна написала и книгу воспоминаний, в которой, в том числе, поделилась своими мыслями о вокальном искусстве. С 1936 года Нежданова преподавала в оперной студии Большого театра, в том же году была удостоена звания «Народной артистки СССР». С 1944 года Антонина Васильевна – профессор Московской консерватории. Во время Великой Отечественной войны Нежданова и Голованов не уезжали в эвакуацию. Вместе с другими артистами Большого они дали 90 концертов на радио.

Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только отточенной техникой, но и очарованием тембра её голоса, одухотворенностью и легкостью исполнения. В годы расцвета своей сценической карьеры певица была кумиром слушателей. Искусство Неждановой произвело революцию на отечественной оперной сцене. Прежде русское пение могло быть драматично, могло быть в высшей степени театрально, но Нежданова внесла в русский классический репертуар необыкновенную и непривычную поэзию звука. Ее пение принесло с собой поэтизацию и романтизацию всех бытовых традиций Большого театра, всех реалистических основ русской оперы. Скончалась Антонина Нежданова 26 июня 1950 года.

В 1951 г. её имя было присвоено классу оперного искусства Московской консерватории и Музыкальной государственной академии в Одессе. На здании бывшей гимназии на улице Льва Толстого, в которой Нежданова училась, установлена мемориальная доска.

В своей книге «Путь к искусству» Сергей Яковлевич Лемешев, в частности, писал: «В самой Антонине Васильевне не было никакого высокомерия. Она была очень простым, жизнерадостным человеком, с душой по‑детски наивной, открытой самым искренним радостям и увлечениям. Таким навсегда сохранился образ Неждановой в моей памяти. А в ушах еще звенит ее божественный голос – трудно к нему подобрать другой эпитет!».

Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Антониной Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет – для того, чтобы я услышал лучшее творение Божие – Антонину Нежданову».

Художник Константин Юон признался ей: «...Музыка Вашего пения мною воспринималась всегда как-то символически, как «голос вечно женственного» начала в жизни. Редчайший тембр Вашей музыки волновал всегда, как способен волновать знакомый и близкий голос горячо любимой девушки...».

Источники:
https://www.kakprosto.ru/kak-958886-antonina-nezhdanova-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz828Wh7ayP
https://licey10.ru/fakty/antonina-nezhdanova-narodnaya-artistka-sssr.html
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post327952070/
https://biography.wikireading.ru/362512
C.Я. Лемешев «Путь к искусству». Москва, «Искусство», 1974