Гиллеспи Диззи
Биография
Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) - имя при рождении Джон Биркс Гиллеспи -- самый младший из девяти детей, рос в музыкальной семье и начал играть на пианино в 4 года, тромбон и трубу будущий великий джазмен взял в руки в 12 лет. Прозвище «Диззи» (головокружительный, ошеломляющий), получил ещё в детстве за склонность к озорным проделкам и эксцентрическим выходкам, шокирующим окружающих. В 15 лет поступил в негритянский общеобразовательный колледж в Северной Каролине (North Carolina’s Laurinburg), где обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии.
Диззи Гиллеcпи начинал свою музыкальную карьеру в ночных клубах Филадельфии, выступая в качестве третьего трубача бэнда Фрэнка Фейрфакса. Перебравшись в Нью-Йорк стал участником гарлемского оркестра Тедди Хилла. На прослушивании он эпатировал комиссию, явившись в непривычных для музыкантов пальто и перчатках. Если бы не его виртуозное владение инструментом, возможно, Тедди Хилл и отказал бы ему в зачислении в состав. В будущем Гиллеcпи еще неоднократно будет удивлять, шокировать и даже раздражать своим стилем и манерой исполнения. В 1939 году музыкант присоединился к оркестру Кэба Кэллоуэя. Во время своего пребывания в оркестре Диззи начал писать музыку для биг-бэндов. Музыкант стоял у истоков рождения фьюжна и проникновения афро-кубинских ритмов в джаз в 40-х годах. В это время Гиллеспи уже завоевывает известность благодаря своей "головокружительной" пассажной технике (прозвище "Диззи" приобретает новый смысл) и непривычному для поклонников свинга музицированию — нервозно-импульсивному, взрывчатому, с поворотами и изломами мелодии, неожиданными акцентами и паузами, усложненной гармонической структурой.
Именно с Диззи Гиллеспи ассоциируется сам термин «бибоп», появившийся как способ напеть мелодию без слов. Музыкант сочинял множество новых сложных скоростных мелодий и не всем успевал придумывать названия, так что музыкантам он их объявлял набором слогов вроде «ди-да-па-да-н-ди-боп», который публика и пресса подхватили как обозначение нового стиля.
Летом 1942 года Диззи Гиллеспи создает в Филадельфии квартет — первый в истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант. В конце того же года Гиллеспи входит в состав оркестра Эрла Хайнса, где было много ещё никому не известных сторонников нарождающегося стиля бибоп (Чарли Паркер, Бенни Харрис, Билли Экстайн), стремящихся к обновлению традиционного музыкального языка джаза.
В 1964 году Диззи Гиллеспи сам себя выдвигает кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в "Блюзовый дом", назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона. С середины 60-х периодически Гиллеспи собирает оркестр "Reunion Big Band". Параллельно постоянно играя в малых группах, выступает на многих фестивалях, три раза представляя джаз в Белом доме.
В 1970 году Диззи Гиллеспи принимает Веру Бахаи, цель которой - единство всех людей без различения рас и народов. Роль Диззи в Вере Бахаи была настолько значительной, что в нью-йоркском Baha’i Центре до сих пор проводятся джазовые концерты в его честь.
В 70-е годы Диззи выступал в различных звездных музыкальных коллективах. В конце 70-х стал почетным доктором нескольких университетов. В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra». В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Бёркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии "Грэмми" за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы. Диззи Гиллеспи умер от рака поджелудочной железы ночью 6 января 1993 года и был похоронен на кладбище в нью-йоркском районе Куинс. Согласно его воле, было две похоронные церемонии: одна — по обряду Бахаи, другая, открытая для широкой публики — в принадлежащем епископальной церкви соборе.
Диззи Гиллеспи прожил яркую творческую жизнь, оставив богатое музыкальное наследие. Один из величайших трубачей в истории джаза, родоначальник бибопа и афрокубинского джаза, руководитель самых известных биг-бэндов в США, а также необыкновенный шоумен — всё это полностью соответствует его званию джазового гиганта.