Каменский П.П.

Биография

Потомственный дворянин Павел Павлович Каменский, внук русского живописца, медальера и скульптора, вице-президента императорской Академии художеств графа Ф.П. Толстого, родился 16 (28) апреля 1858 года в Петербурге, в семье беллетриста, титулярного советника П.П. Каменского и писательницы М.Ф. Каменской (урожд. Толстая).

В 1874 году, после окончания Военной гимназии, Павел Каменский поступил в Академию художеств, которую окончил в 1885 году. За модель фигуры «Офелия», изготовленной в том же году на Императорском фарфоровом заводе, П. Каменский получил звание классного художника II степени. Эта фигура стала одной из самых крупных скульптур, выполненных в фарфоре. Многие работы этого периода жизни скульптора экспонировались на академических выставках: «Без няньки», «Плакса», «Амур», бюст Асмоловой и другие.

Карьера скульптора складывалась весьма успешно. После окончания Академии с 1886 г. Каменский некоторое время преподавал рисование в Императорском театральном училище. В сентябре 1887 г. приказом по Министерству Императорского Двора, он был назначен скульптором при Дирекции Императорских театров.

Искусство театрального костюма требует большого мастерства и глубоких познаний: художнику необходимо хорошо разбираться не только собственно в истории костюма, но и в общей истории искусства. Каменский прекрасно справлялся со своими обязанностями. В апреле 1895 г. ему, титулярному советнику, скульптору Санкт-Петербургской конторы Императорских театров, «в награду за усердную службу» был пожалован орден Св. Станислава III степени. А в 1898 г. – орден Св. Анны III степени. В конце 1898 г. Каменский получил должность заведующего бутафорской мастерской. Сохранились документальные свидетельства о том, что эта должность была учреждена именно в расчете на Павла Каменского. Вскоре на плечи заведующего бутафорской частью легли заботы о подготовке театральных представлений для коронационных торжеств. Помимо постоянной работы в бутафорской мастерской, в 1898 г. Каменский создавал и скульптуры: две фигуры грифонов и статуи композиторов М.И. Глинки и А.Н. Серова, предназначенные для украшения обновленного фасада Мариинского театра. В 1897 г. П. Каменский создал скульптурную композицию на могиле П.И. Чайковского в Александро-Невской Лавре.

В 1907 г. управляющий фарфоровым заводом Н.Б. Вольф получил заказ от императора Николая II на исполнение серии фигур «Народности России». В связи с предстоящей масштабной работой он предложил П.П. Каменскому должность главного скульптора этой серии. Павел Каменский активно включился в работу.

Серия «Народности России» (1858-1922), созданная П.П. Каменским на Императорском фарфоровом заводе, стала воплощенной в фарфоре повестью о главном богатстве России – культуре населяющих её народов. Серия не имеет аналогов в мировой фарфоровой практике, поскольку для её создания был выработан уникальный метод. Каждая фигурка была смоделирована на основе новейших исторических, этнографических и антропологических данных, при помощи научных консультантов из ведущих историко-культурных учреждений того времени: Музея антропологии и этнографии (ныне музей им. Петра Великого РАН) и Этнографического отдела музея Александра III (ныне Российский этнографический музей).


ИСТОЧНИКИ:

1. Хмельницкая Е. «Фарфоровая Россия» П.П. Каменского, М., 2014 «Любимая книга», IP Media Inc.
2. Трофимова Е. Воспоминания М.Ф. Каменской // Словесник, 1993 No 1-2.
3. Императорские коллекции в собрании российского этнографического музея.
Каталог выставки. М.; СПб., 1995.

4. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991

Связанные предметы