Леонкавалло, Руджеро
Руджеро Леонкавалло родился 23 апреля 1857 в Неаполе. Умер 9 августа 1919 в Монтекатини-Терме
Биография
Леонкавалло родился в Неаполе в семье, где почитались изящные искусства. Предки будущего композитора занимались живописью и скульптурой. Только отец, нарушив семейную традицию, работал судьей Трибунала. В восемь лет Руджеро поступил в консерваторию Сан-Пьетро-а-Майела, которую окончил в шестнадцать лет. Денег в семье катастрофически не хватало. Юный композитор был вынужден давать уроки музыки и работать тапером. Позже Руджеро выступал как дирижер.
Для углубленного изучения литературы Руджеро посещал лекции в университете в Болонье около двух лет, получив звание «доктора литературы» в 20 лет. Это сильно повлияло на его судьбу. Долгое время он не мог решить, чем же ему заниматься – литературой или музыкой. Кстати, либретто для собственных опер он всегда писал сам.
Леонкавалло преподавал пение в Италии и за ее пределами, получил определенную известность как пианист-аккомпаниатор. Сохранилась запись его совместного выступления с Энрико Карузо. Они объездили с гастролями практически всю Европу. Как аккомпаниатор Леонковалло гастролировал в Англии, Франции, Германии, Голландии, Египте. Некоторое время, продолжая сочинять музыку, композитор работал учителем пения.
В 1877 году Леонкавалло познакомился с Рихардом Вагнером и под его влиянием начал писать свою первую оперу под названием «Чаттертон». К сожалению, произведение не нашло понимания у слушателей, одной из причин этого считается тот такт, что либретто было написано очень сложным языком. После неудачи эпической поэмы «Сумерки» Леонкавалло начинает пробовать себя в новом стиле – веризме (verismo). Веризм как творческое направление зародился в итальянской литературе конца 70х годов XIX столетия. Его суть – беспощадная правдивость в изображении действительности, жизнь, как она есть, со всеми непривлекательными и жестокими сторонами, без малейших романтических прикрас. Следуя опыту писателей, композиторы-веристы, обратились к изображению жизни бесправных бедняков. Опера Леонкавалло «Паяцы» - произведение, ставшее классикой веризма. Эта опера является и его наиболее значительным творческим достижением. Ее содержание построено на реальной жизненной истории, которая запомнилась Руджеро еще в детстве. Однажды в суде, где председателем был его отец, слушалось дело об убийстве: артист бродячей труппы в порыве ревности убил свою жену прямо во время представления. В опере эта история разыгрывается в течение одного праздничного дня (Благовещение). Именно эта история убийства театральной актрисы во время публичного выступления дала автору пропуск в мир искусства и покорила культурный свет. На создание музыки и либретто ушло всего пять месяцев. Премьера прошла в Милане с оглушительным успехом, и опера сразу же получила мировую известность. Пролог к опере «Паяцы», был провозглашен Манифестом веризма. Как отмечали критики, успех оперы в большой степени был связан с тем, что композитор обладал незаурядным литературным дарованием. Либретто «Паяцев», написанное им самим, очень лаконично, динамично, контрастно, в нем рельефно очерчены характеры персонажей. И все это яркое театральное действие воплощено в запоминающиеся, эмоционально-открытые мелодии. Вместо привычных развернутых арий Леонкавалло дает динамичные ариозо такой эмоциональной силы, какой до него итальянская опера не знала. Леонкавалло отправился на гастроли по Европе и Америке в качестве дирижера «Паяцев». Сюжет настолько затронул чувства общества, что надолго пережил автора и неоднократно использовался режиссерами в мировом художественном кино. Эта опера обессмертила Руджеро. Она стала шедевром. Повезло композитору и с первыми исполнителями: ими были Энрике Карузо, а также дирижер Артуро Тосканини.
Опера «Паяцы» стала вершиной творческого пути композитора. Шумный успех и народное признание воодушевили его, но все последующие произведения успех «Паяцев» не повторили. После «Паяцев» композитор создал еще 19 опер, но ни одна из них уже не имела известности. Леонкавалло писал в разных жанрах: у него есть исторические драмы, драматические трагедии комические и, конечно же, веристские оперы «Богема» (1896) и «Заза» (1900). Однако таким успехом как «Паяцы» они не увенчалась, поэтому довольно быстро их стали убирать из репертуаров театров.
В последние годы жизни Руджеро увлеченно создавал музыкальную драму, которая опиралась на народное творчество. Масштабное произведение, задуманное композитором, должно было называться «Буря». Завершить его композитор так и не смог. Он скончался в 1919 году близ Флоренции. Следуя завещанию, его вдова Берта распорядилась захоронить тело во Флоренции на кладбище «Святые Врата».