Стоковский Леопольд
Леопольд Энтони Стоковский (18 апреля 1882 – 13 сентября 1977) – британский и американский дирижёр польско-ирландского происхождения. Один из ведущих дирижеров начала и середины XX века
Биография
Леопольд Стоковский появился на свет в Лондоне в интернациональном семействе: мать – ирландка, отец – поляк. Отсутствие в семье музыкальных традиций не помешало мальчику рано проявить музыкальную одаренность. С восьмилетнего возраста Леопольд осваивал фортепиано и скрипку, затем начал учиться композиции и игре на органе. Искусство дирижирования изучал с 13 лет в Королевском музыкальном колледже, поступив потом в Оксфордский университет, сочетая учебу с работой церковного органиста.
В 1905 году он прибыл в Нью-Йорк, где в течение последующих трёх лет работал хормейстером и органистом церкви Святого Варфоломея. Он был очень популярен среди прихожан, но со временем отказался от этой должности, чтобы продолжить свою карьеру уже в качестве руководителя оркестра при церкви. А в 1909 году уже стал художественным руководителем небольшого симфонического оркестра в Цинциннати. Тут впервые проявились блестящие организаторские способности артиста. Он быстро реорганизовал коллектив, увеличил его состав и добился высокого уровня исполнения. За время руководства оркестром Стоковский впервые в США исполнил ряд сочинений композиторов-современников, в частности, Вторую симфонию Эдварда Элгара. Несмотря на большой успех в 1912 году Стоковский покинул оркестр из-за разногласий с дирекцией.
Он возглавил другой оркестр – Филадельфийский. Однако до того, как Стоковский перешел на должность дирижера в Филадельфии, он возвращался в Англию, чтобы провести два концерта в лондонском Королевском зале. 22 мая 1912 года Стоковский дирижировал Лондонским симфоническим оркестром в концерте, который будет полностью повторен им 60 лет спустя, в возрасте 90 лет.
Филадельфийский оркестр Стоковский поднял на совершенно новый уровень. Сам же он приобрел репутацию музыкального шоумена. Его стиль дирижирования включал в себя необычные жесты, такие как бросание нот на пол, чтобы показать, что они не нужны ему для исполнения. В конце сезона 1929–30 Стоковский начал дирижировать без палочки. Его свободная манера дирижирования вскоре стала одной из его фирменных особенностей. С музыкальной стороны, Стоковский менял оркестр и сформировал звук «Стоковского», или то, что стало известно, как «филадельфийский звук». Он поощрял «свободный смычок» в струнной секции и постоянно менял рассадку оркестра. Стоковский считается первым дирижером, применившим план рассадки, который используется большинством оркестров сегодня: первая и вторая скрипки вместе слева от дирижера, а альты и виолончели справа.
Стоковский также стал известен тем, что изменил оркестровку некоторых произведений, которыми он дирижировал. Среди прочего, он исправил оркестровки Бетховена, Чайковского, Сибелиуса, Иоганна Себастьяна Баха.
Он сделал замечательные музыкальные постановки для кино. Его имя связано с производством и популяризацией стереофонического звука.
В 1940 году Стоковский организовал Всеамериканский молодежный оркестр, с которым провел гастрольный тур, но несмотря на положительные отзывы критиков, оркестр был распущен. В это же время он становится дирижером Симфонического оркестра NBC*, заменяя Артуро Тосканини. За три года сотрудничества с этим коллективом, Стоковский исполнил многочисленные сочинения Игоря Стравинского и других современных композиторов, дирижировал на американской премьере кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» и на мировой премьере Фортепианного концерта Арнольда Шенберга.
В 1944 году по рекомендации мэра Нью-Йорка Стоковский участвовал в создании Симфонического оркестра города, целью которого было сделать музыку доступной для представителей среднего и рабочего класса. Цены на билеты были установлены низкие, а спектакли проходили в удобные часы после завершения рабочего дня. Однако год спустя дирижер ушел в отставку.
Стоковский участвовал в создании нескольких кинофильмов, в том числе «Фантазии Уолта Диснея» (1940).
Стоковский начал масштабную международную карьеру в 1951 году с общенационального турне по Англии: во время празднования Фестиваля Британии он дирижировал Королевским филармоническим оркестром. Именно во время этого первого визита он сделал свою дебютную запись симфонической сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова. В то же лето он гастролировал и дирижировал в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии и Португалии, установив образец приглашенного дирижирования за границей в течение летних месяцев, проводя зимние сезоны в Соединенных Штатах. Эта схема сохранялась в течение следующих 20 лет, в течение которых Стоковский дирижировал многими из величайших оркестров мира.
В 1962 году в возрасте 80 лет Стоковский основал Американский симфонический оркестр (ASO). Его преданность композиторам XX века не ослабевала, и, возможно, самой знаменитой премьерой Американского симфонического оркестра была Четвертая симфония Чарльза Айвза в 1965 году, которую также записала CBS Records. Стоковский был музыкальным руководителем ASO до мая 1972 года, когда в возрасте 90 лет он окончательно вернулся жить в Англию. В 1976 году он подписал контракт со звукозаписывающей компанией Columbia Records, согласно которому он должен был работать до 100 лет.
Стоковский умер от сердечного приступа в 1977 году в Нетер-Уоллопе, Хэмпшир, в возрасте 95 лет. Его последние записи, сделанные незадолго до его смерти, для Columbia, включали исполнение Молодежной симфонии Жоржа Бизе и 4-й симфонии Мендельсона с Национальным филармоническим оркестром в Лондоне.
Он похоронен на Восточном кладбище Финчли. Его потомки от трех жен не стали музыкантами.
Стоковский считается отцом современных оркестровых стандартов. Он обладал поистине волшебным даром извлекать совершенный звук как из великих, так и из второсортных ансамблей.
* Симфонический оркестр NBC (англ. NBC Symphony Orchestra) — американский симфонический оркестр, созданный в 1937 г. в Нью-Йорке. Основатель оркестра — бизнесмен, основатель телерадиовещательной компании NBC Давид Сарнов