Камионский О.И.
Биография
Оскар Камионский -один из значимых вокалистов российской оперной сцены рубежа девятнадцатого и двадцатого веков, имевший огромное количество горячих поклонников среди слушателей и подражателей среди певцов, родился в Киеве в 1869 году в еврейской купеческой семье. С детских лет будущий артист обучался игре на скрипке, а c 12 лет исполнял в ученическом хоре партии альта. В 1888 году Камионский переехал в Петербург и поступил в консерваторию. Ему посчастливилось стать учеником выдающегося педагога Станислава Габеля. Талант молодого певца замечают и поддерживают крупные деятели отечественной музыкальной культуры того времени — А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, Ф. Блуменфельд. Проучившись в консерватории три года, Камионский по направлению Антона Григорьевича Рубинштейна едет в Италию для продолжения обучения вокальному искусству у педагога Росси.
Дебют певца состоялся в 1892 в Неаполе. Он блестяще, по оценкам современников, исполнил партию Валентина в опере Шарля Гуно «Фауст». Камионский в течение года пел в театрах Италии, а затем возвратился в Россию.
Высокое вокальное мастерство, своеобразный артистизм быстро снискали молодому певцу большой успех на российской оперной сцене. Двадцать лет артистической жизни певца были связаны с театрами и антрепризами Киева, Одессы, Харькова и Тифлиса. Оперный репертуар Камионского был поистине значителен — более сорока партий зарубежного и отечественного репертуара. Любую из ролей Камионский мог петь с одной-двух репетиций! Таковы были требования провинциальной сцены того времени. Особой удачей певца было исполнение партии Ренато в опере Джузеппе Верди «Бал-маскарад». Считается, что у Оскара Исаевича был небольшой по силе, но очень красивого тембра и широкого диапазона голос. Он владел искусством бельканто и mezza voce. Уделял повышенное внимание фактуре образа (грим, костюм, мимика), что во все времена высоко ценилось зрителями.
Партию Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини Камионский нередко исполнял в ансамбле с итальянскими певцами, был ярок, органичен и своей вокальной энергией заражал партнеров по сцене. Дон-Жуан в одноименной опере Моцарта также остался в памяти слушателей вершиной вокально-сценического искусства Камионского. Оскар Исаевич записал на пластинки фирмы Pathe сцены из этой оперы и в том числе дуэт Дон Жуана и Церлины «La ci darem la mano» в ансамбле со своей женой, певицей Кларой Исааковной Брун (1876-1959). В 1904 начал преподавать в Киевском музыкально-драматическом училище. В 1915 году оставил сцену. Скончался Оскар Исаевич в Ялте в 1917 году в возрасте 47 лет.
Камионского по праву можно назвать «королем граммофона» — около 400 (!) записей на грампластинки отечественных и зарубежных фирм осуществил Оскар Исаевич в течение первых полутора десятилетий XX века. Это арии и дуэты из опер и оперетт, романсы и народные песни. Особо следует отметить яркое исполнение каватины Фигаро из «Севильского цирюльника», арии Графа ди Луна из «Трубадура», арии Ренато из «Бала-маскарада» Верди, сцены смерти Валентина («Фауст» Гуно). Блестяще звучат в исполнении Камионского неаполитанские песни, лирические романсы Чайковского, Рубинштейна. Несмотря на техническое несовершенство, эти записи сохранили своеобразие голоса, мастерства и особенностей интерпретации.
Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 53—54;
Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 140—141, 204;
Камионский, Оскар Исаевич // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.