Балакирев, Милий
Русский композитор, пианист и дирижер. Инициатор создания и глава объединения «Могучая кучка»
Биография
Милий Алексеевич Балакирев родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье, род Балакиревых известен с середины XIV века. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в семье которой оно было традиционным. Под ее руководством Балакирев начал учиться музыке, затем продолжил обучение в Москве у известного педагога Александра Дюбюка. В 16 лет юноша oкончил Нижегородский дворянский институт и поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Зарабатывать на жизнь ему приходилось преподаванием музыки. Не проучившись в Казани и двух лет, он возвращается в Нижний Новгород, где начинает дирижировать оркестром, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании. К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Талант молодого человека был высоко оценен А.Д. Улыбышевым, первым русским музыковедом, также нижегородцем, в доме которого часто проводились симфонические вечера с участием молодого композитора. Он был вхож в музыкальные круги столицы и в 1855 году привез в Петербург 19-летнего Милия. В столице Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя и продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым музыкальным свершениям. Поэтому, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему критиком B. Стасовым) и «балакиревского кружка». Друзья-музыканты и Стасов регулярно собирались у Балакирева дома. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали анализу перспектив развития музыки. Интересно, что ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский — офицером в отставке, Римский-Корсаков — моряком, Бородин — химиком. Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и национальной музыкальной школы. Он активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, П.И. Чайковского, например, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Когда был создан кружок, консерваторий в России еще не существовало; позднее консерватория, основанная Антоном Рубинштейном в Санкт-Петербурге, приняла направление развития, ориентированное на Европу, Балакирев же и его кружок стали поборниками народности в искусстве.
К 1960 году сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» «Песня золотой рыбки». В концертах исполнялись симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, увертюра к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес.
В 1862 году Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», a несколькими годами позже отказался от приглашения стать профессором Московской консерватории. Балакирев, по свидетельству современников был ярым противником консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях путем непрерывного самообразования.
В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым «Сборник русских народных песен», работе над которым он отдал несколько лет. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Там звучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме. В это же время распалась и «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами. Балакирев кардинально изменил свою жизнь и с июля 1872 года начал работать рядовым служащим в конторе Варшавской железной дороги. Композитор стал фанатично верующим православным. Он даже готовился принять постриг, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Но возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только к концу десятилетия. В 1881 году Балакирев вновь возглавил музыкальную школу. К этому времени страстность и кипучую энергию человека, разделявшего — пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская набожность и аполитичность, односторонность суждений. «Вся эта смесь христианской кротости, злословия, любви к животным, человеконенавистничества, творческих интересов и мелочности, достойной старой девы, поражала всех тех, кто видел его в те дни», — писал Римский-Корсаков, добавив, что эти черты ещё усилились в последующие годы.
Балакирев работает над завершением симфонической поэмы «Тамара» (по одноименному стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала весной 1883 г. Были написаны новые, преимущественно фортепианные пьесы и новые редакции уже написанного (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. Балакирев написал 10 романсов. Симфоническая музыка композитора завоевывала все большую известность. Она звучала не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполнялась за границей — в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсировало трагическую отстраненность от магистрального направления у себя на родине.
Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Жены и детей у него не было.
Композиторское наследие Балакирева не обширно, но весьма значимо. Он является автором двух симфоний; трех увертюр, в том числе Увертюры на тему трех русских песен; симфонических поэм «Русь», «В Чехии», «Тамара»; автором оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых большой популярностью пользуются романсы и песни. Ценным музыкальным вкладом композитора считается подготовленный им к изданию «Сборник русских народных песен». Но чаще всего вспоминают его музыкально-общественную деятельность, приверженность национальной идее в музыке и роль в создании и деятельности «Могучей кучки».