Дулькевич, Нина
Биография
Нина Викторовна Дулькевич — российская и советская эстрадная певица(меццо-сопрано), исполнительница романсов, цыганских и русских народных песен.
"Волшебница в песнях", как называл Нину Викторовну Дулькевич Александр Иванович Куприн, и в жизни была отзывчивой, доброй, притягивающей к себе сердца людские.
Родилась Нина Бабурина в 1891 году на окраине Петербурга, в небогатой семье. О детстве будущей певицы нет никаких сведений. Свою трудовую деятельность она начала в пятнадцать лет. Чтобы помочь прокормить семью, Нина нанялась горничной к руководителю известного в то время цыганского хора Николаю Дулькевичу. Однажды он случайно услышал как, подавая обед, Ниночка что-то напевала про себя. Сильный, звонкий, заливистый голос горничной понравился Николаю Дмитриевичу, и он, недолго думая, предложил ей стать солисткой своего коллектива. Первые выступления начинающей певицы состоялись в кафе-шантане. Спустя два года Николай Дулькевич сделал ей предложение.
Нина Викторовна не была этнической цыганкой, но упорная и кропотливая работа с ее голосом ее мужа Николая Дулькевича, оказавшегося талантливым педагогом, поставили ее в ряды лучших цыганских певиц. Первые сообщения о концертной деятельности Нины Дулькевич относятся к 1906 году. «Русско-цыганская певица» в сопровождении двух гитар в 1907 году выступила в программе одного из фешенебельных петербургских садов «Аквариум». В первых рецензиях отмечалась скромность её вокальных и актёрских данных. Нина Дулькевич уверенно расширяет репертуар, много и настойчиво работает. Не задержавшись долго в коллективе своего супруга, она переходит в цыганский хор Николая Шишкина, который вскоре тоже оставляет, начав выступать уже с сольными программами. Если первые сдержанные сообщения о концертной деятельности певицы относятся к 1906-1907 годам, то с 1911 года начались уже регулярные концерты Нины Дулькевич в Москве и Петербурге, она исполняла старинные цыганские романсы. Концерты ежегодно проходят в Больших залах Благородного собрания обеих столиц при большом стечении публики. Среди её почитателей Александр Куприн и Леонид Андреев. Чистота фразировки, темперамент в соединении с искренностью, задушевностью, выразительное пиано отличают ее исполнение песен, старинных романсов, русских народных песен. «Её грудной, низкий голос передавал «поэзию дикой воли, тёмной ночи у пылающего костра, лихую удаль и тихую грусть» (Рампа и жизнь. 1912. № 47). Таборные песни Нина пела с хором цыган.
За глаза поклонники называли Дулькевич «белой цыганкой» за ее надрывные нотки в голосе и чисто цыганские интонации. Нина Викторовна работала «на износ». Репетировала по восемь часов без перерыва, а на концертах «на бис» исполняла до 70 романсов и песен.
Вот что писала 3 марта 1911 года газета «Биржевые ведомости» - «Был вечер старой цыганки Вари Паниной в Дворянском собрании. Она сказала….. «вместо себя для сохранения цыганской песни оставляю… Нину Дулькевич»…. зажглись глаза слушателей… Даже перебиравшие струны цыгане одобрительно кивали головой».
Кроме непосредственного исполнения, Нина Дулькевич сама сочинила слова для нескольких романсов, наиболее известный из которых — «Как хороши те очи». В 1915—1917 годах она выступала в театрах миниатюр, гастролировала по стране, дала много благотворительных концертов. Певица приняла решение остаться в России после революции. Концертная деятельность Нины Дулькевич продолжалась и в советское время. В 1919 году она в числе первых стала артисткой Петроградского Союза работников искусств (СОРАБИС). Пресса нового государства, например, газета «Коммуна» от 6 мая 1927 года, о выступлении певицы писала: «Выходит, протягивает руки... и первой же песней берет в руки и до конца вечера держит публику, не выпуская...».
В 20-е годы Дулькевич продолжала исполнять свой репертуар в театрах миниатюр Петрограда, в начале 20-х годах - на летних эстрадах. Но, к сожалению, с каждым годом старинные романсы, к которым почему-то приписывали «цыганщину», все больше и больше подвергались серьезной критике. Предвзятость таких высказываний не могла не отразиться и на репертуаре Нины Дулькевич. И уже с 1927 года в своих концертах она стала петь преимущественно детские песенки, умело подражая голосам мальчиков и девочек. Более того, она, как отмечалось в различных изданиях, стала одной из создательниц жанра детской песни на советской концертной эстраде. Лишь изредка по просьбе своих поклонников Нина Дулькевич пела свой старый репертуар. И только в начале 1930-х годов артистка снова выступила с целой программой старинных романсов, доказывая этим, что не изменила своему давнему призванию. Это были последние концерты талантливой певицы. В 1934 году Нины Викторовны Дулькевич не стало.
При жизни певица записала на диски фирмы Патэ таборные песни и романсы («Нет, не любил он», «Ну же, ямщик», «Уголок», «Я не хочу, чтоб свет узнал» и др.), русские народные песни («Вечор поздно из лесочка», «Ах, кумушка» и др.) Она первая записала на грампластинку цыганскую плясовую песню «Валенки», которая затем получила известность в 1940-е годы в исполнении Лидии Руслановой.
Похоронена на Смоленском православном кладбище в Ленинграде.
Кино-ТЕАТР.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/486670/bio/
Дулькевич Н. В. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ. www.ruscircus.ru
Скороходов Г. Звезды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни — М.: Советский композитор, 1986. с. 57