Пинца, Эцио

Эцио Фортунио Пинца — первый бас Италии XX столетия, легко справляющийся со всеми техническими трудностями и поражающий великолепным бельканто, музыкальностью и тонким вкусом.

Биография

Эцио Пинца родился 18 мая 1892 года в Риме, в семье плотника. В поисках работы родители Эцио вскоре после его рождения переехали в Равенну. Уже в восемь лет мальчик стал помогать отцу. Но отец не хотел видеть сына продолжателем своего дела — он мечтал, чтобы Эцио стал певцом.

Мечты мечтами, но после того, как отец Эцио потерял работу, юноше пришлось бросить школу. Теперь он сам как мог поддерживал семью. К восемнадцати годам у Эцио обнаружился спортивный талант – на крупной велогонке в Равенне он занял второе место. Может быть, Пинца и принял бы выгодный двухлетний контракт, но отец продолжал настаивать, что призвание Эцио — пение. Пинцу-старшего не охладил даже приговор лучшего болонского преподавателя-вокалиста Алессандро Веццани. Тот прямо сказал: «У этого мальчика нет голоса».

Чезаре Пинца немедленно настоял на прослушивании у другого преподавателя в Болонье — Руццы. На этот раз результаты прослушивания оказались более удовлетворительными, и Руцца начал занятия с Эцио. Не бросая плотницкой работы, Пинца быстро достиг хороших результатов в вокальном искусстве. Более того, после того как Руцца из-за прогрессирующей болезни не смог продолжать его учить, Эцио добился благосклонности Веццани. Тот даже не понял, что пришедший к нему молодой певец был когда-то им забракован. После того как Пинца спел арию из оперы «Симон Бокканегра» Верди, маститый педагог не скупился на похвалы. Он не только согласился принять Эцио в число своих учеников, но и дал ему рекомендации в Болонскую консерваторию. Будущий оперный артист не имел денег для оплаты обучения и Веццани согласился выплачивать ему «стипендию» из личных средств.

В двадцать два года Пинца становится солистом маленькой оперной труппы. Дебютирует в роли Оровезо («Норма» Беллини), довольно ответственной партии. Добившись успеха, Эцио закрепляет его в Прато («Эрнани» Верди), в «Манон Леско» Пуччини, в опере «Сомнамбула» Беллини, в «Фаворитке» Доницетти.

Первая мировая война прервала стремительный творческий взлет молодого певца — четыре года он провел в действующей армии. После окончания войны Пинца возвращается к пению. В 1919 году дирекция Римской оперы принимает вокалиста в состав труппы театра. Пинца исполняет в основном второстепенные роли, но и в них он демонстрирует незаурядное дарование. Это не осталось незамеченным известным дирижером Туллио Серафином, пригласившим Пинцу в оперный театр Турина. Спев здесь несколько центральных басовых партий, певец решается на штурм «главной цитадели» — миланского «Ла Скала». Великий дирижер Артуро Тосканини в то время готовил к постановке «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера. Дирижеру понравилось, как исполнил Пинца партию Погнера. Став солистом «Ла Скала», впоследствии под управлением Тосканини Пинца пел в «Лючии ди Ламмермур», «Аиде», «Тристане и Изольде», «Борисе Годунове» (Пимен) и в других операх. В мае 1924 года Пинца вместе с лучшими певцами «Ла Скала» поет на премьере оперы Бойто «Нерон», вызвавшей большой интерес в музыкальном мире. Три года артист выступал на сцене «Ла Скала». Вскоре уже и в Европе, и в Америке знали, что Пинца — один из одареннейших басов в истории итальянской оперы. Первые гастроли за рубежом Пинца проводит в Париже, а 1925 году артист поет в театре «Колумб» в Буэнос-Айресе. Еще через год, в ноябре, Пинца дебютирует в «Весталке» Спонтини в «Метрополитен-опера».

На протяжении более двадцати лет Пинца оставался бессменным солистом театра и украшением труппы. Но не только в оперных спектаклях восхищал Пинца самых взыскательных знатоков. Он с успехом выступал и в качестве солиста со многими виднейшими симфоническими оркестрами США. В трактовке Пинцы даже некоторые далеко не центральные персонажи приобретали особую значительность и смысл. Артист умел наделить их живыми человеческими характерами и поэтому неизбежно привлекал к своим героям пристальное внимание слушателей, показывая удивительные примеры искусства перевоплощения. Недаром художественная критика 20—30-х годов называла его «молодым Шаляпиным». Пинца любил повторять, что существуют три типа оперных певцов: вообще не играющие на сцене, те, кто способны лишь имитировать и копировать чужие образцы и, наконец, стремящиеся по-своему осмыслить и исполнить роль. Только последние, по словам Пинцы, достойны называться артистами. В Пинце-вокалисте, типичном basso cantante, привлекали свободное владение голосом, отточенное техническое мастерство, изящная фразировка и своеобразная грация, сделавшие его неподражаемым в операх Моцарта. В то же время голос певца мог звучать мужественно и страстно, с предельной экспрессией. Как итальянцу по национальности Пинце был ближе всего именно итальянский оперный репертуар, но артист также много выступал в операх русских, немецких и французских композиторов.

Современники видели в Пинце исключительно разностороннего оперного артиста: репертуар его охватывал свыше 80 сочинений. Его наилучшими ролями признаны Дон Жуан, Фигаро («Свадьба Фигаро»), Борис Годунов и Мефистофель («Фауст»).

До Второй мировой войны Пинца много выступал в оперных театрах Чикаго и Сан-Франциско, гастролировал в Англии, Швеции, Чехословакии, а в 1936 году посетил Австралию. После войны, в 1947 году, недолго поет вместе с дочерью Клаудией, обладательницей лирического сопрано. В сезоне 1947-1948 годов поет последний раз в «Метрополитен». В мае 1948 года спектаклем «Дон Жуан» в американском городе Кливленд он прощается с оперной сценой. Однако концерты певца, его выступления по радио и телевидению по-прежнему проходят с невероятным успехом. Пинце удалось добиться невозможного — собрать двадцать семь тысяч человек за один вечер на нью-йоркской открытой сцене «Lewisohn Stadium». Начиная с 1949 года Пинца поет в оперетте («Южный океан» Ричарда Роджерса и Оскара Гаммерштейна, «Фэнни» Гаролда Роума), снимается в кино («Мистер Империум» (1950), «Карнеги-холл» (1951), «Этим вечером мы поем» (1951).

Из-за болезни сердца артист с лета 1956 года отказался от публичных выступлений. Пинца умер 9 мая 1957 года в Стемфорде (США).

Источники:
Belcanto.ru
Выдающиеся Итальянские певцы / Тимохин Всеволод Васильевич. Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ).1962