Трубецкой П.П.
Биография
Паоло Трубецкой, один из ярчайших скульпторов-импрессионистов, чей новаторский подход во многом определил эстетику и художественный язык начала 20 века.
Будущий скульптор, сын русского князя Петра Трубецкого и американки Ады Винанс, родился в селении Интра на берегу озера Лаго-Маджоре в 1866. Жил в Италии, России, Франции и США, путешествовал по Англии, Финляндии и другим странам, черпая отовсюду идеи и впечатления.
Наиболее значительное влияние на его творчество оказал Джузеппе Гранди. В его студию Трубецкой поступил в 1884 году по настоянию матери. Отсутствие академического образования способствовало тому, что Паоло Трубецкой легко преодолел рамки традиционной формы и технических приемов. Он без колебаний отдал предпочтение свободной и естественной манере, портретам в манере свободной импровизации.
В Париже представители высшего общества непременно заказывали Трубецкому свои портреты, выполненный в бронзе. Трубецкой также работал с представителями художественного мира, мастер запечатлел французского скульптора Огюста Родена, живописца Хоакины Соролья и коллекционера Педро Жиль Морено де Мора.
Во время путешествия в Англию мастеру также позировало немало известных людей, включая Джорджа Бернарда Шоу, выдающегося драматурга и романиста, лауреата Нобелевской премии в области литературы. Шоу впоследствии стал близким другом скульптора.
В 1897 Трубецкой приезжает в Россию по приглашению - занять место второго преподавателя скульптурного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он официально числится до 1906 г. Появление мастера сравнивали с «потоком свежего воздуха». Благодаря Трубецкому молодые московские скульпторы знакомятся с новаторскими приемами импрессионизма. Именно импрессионизм изменил представление о пространстве, которое Трубецкой вплетает в ткань скульптурного произведения. Предмет и пространство в его работах сливались воедино. При этом Трубецкой стал тем скульптором, который, по словам Родена, положил начало «русскому триумфу» в мире. В 1900 году Трубецкой выставил свою скульптуру на Всемирной парижской выставке и разделил с Роденом ее высшую награду - Гран-при.
В Москве и Петербурге его моделями становятся, как наиболее крупные российские художники и литераторы, так и представители аристократии. Его работы запечатлели писателя Льва Толстого, Княгиню Марину Николаевну Гагарину с дочерью Мариной, оперного певца Федора Шаляпина, великих князей Павла Александровича и Андрея Владимировича, государственного деятеля графа Сергея Витте. Трубецкой также работал над созданием памятников императорам Александру II и Александру III (установлен в 1909 на Знаменской площади; ныне – перед Мраморным дворцом).
В 1906 году Трубецкой переселился в Париж, а в 1914 по приглашению американского коллекционера уезжает в Америку на несколько месяцев, но из-за Первой мировой войны остается там до 1921 года. Как и ранее в Европе, здесь в США Трубецкой востребованный скульптор. Хотя, как любой творец, он переживает, как карьерные взлеты, так и периоды затишья. В 1921 он вернулся в Париж. В это время было создано портретное изображение композитора Дж. Пуччини для театра Ла Скала, впоследствии установленное перед домом композитора близ Виареджио.
В 1932 году, скульптор вернулся в Италию, в Палланцу, на виллу Кабианка. В последние годы жизни мастера его персональные выставки проходили в Милане и Бергамо, Египте и Испании.
Эпизодически Трубецкой, так же, занимался живописью, пастелью и акварелью. Состоял членом Миланской Академии художеств, общества художников «Осенний салон» в Париже, был одним из инициаторов и участников выставок журнала «Мир искусства», почетным членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Паоло Трубецкой скончался 12 февраля 1938 года. Его работы и сегодня - украшение и гордость многих музеев мира, в число которых входит и музей «Собрание».