Кокс, Джеймс

Биография

Джеймс Кокс (ок. 1723–1800) был британским ювелиром, золотых дел мастером и предпринимателем, а также владельцем музея Кокса. В наши дни он наиболее известен созданием гениальных автоматонов и механических часов, включая часы Кокса, работающие от атмосферного давления, часы с павлином и серебряного лебедя.

РАННЯЯ КАРЬЕРА
Карьера Кокса как ювелира началась еще в 1751 году. В создании его автоматонов принимала участие художники Йозеф Ноллекенс и Иоганн Цоффани. В 1760-х годах его учеником стал Жан-Жозеф Мерлин. Хотя Кокс и называл себя ювелиром, основную работу в его мастерской выполняли нанятые им ювелиры. То, что он никогда не был членом гильдии ювелиров, еще раз подтверждает тот факт, что он передавал работу наёмным работникам. Кокс специализировался на создании замысловатых диковинок с часовым механизмом, инкрустированных золотом, серебром и драгоценными камнями, которые назывались «поющими». Его основным рынком сбыта был Восток, особенно Индия и Китай, а китайский император Цянь Лун владел одним из подобных автоматонов в форме колесницы. Популярность Кокса была важна для британской торговли: торговля чаем значительно превышала объем британского импорта по сравнению с экспортом товаров в Китай, а Кокс помогал исправить этот дисбаланс. Его «поющие» предметы в первое время значительно сократили британский торговый дефицит, но в начале 1770-х годов экспорт товаров приостановился, так как восточный рынок оказался переполнен, и Кокс остался большим запасом невостребованного товара. Часть товарных излишков он смог продать на Christie's в 1772 году, а оставшиеся предметы использовал для открытия своего музея.

МУЗЕЙ КОКСА
Дж. Кокс открыл в Лондоне в 1772 году собственный музей, в котором были представлены его всевозможные замысловатые часы, отличавшиеся роскошью и изобилием деталей - поющие механические птички и автоматоны с движущимися фигурами.

Кокс был не только часовщиком и механиком, но и изобретателем. Он изобрёл часы с «вечным двигателем». Двигающей силой служила ртуть, перемещавшаяся под влиянием атмосферного давления из стеклянного сосуда в стеклянную трубку. И сосуд, и трубки были подвешены на цепях и уравновешены противовесами. По мнению Кокса, когда ртуть под атмосферным давлением поднималась в трубке, последняя, увеличиваясь в весе, опускалась и этим создавалась движущая сила для часов. К сожалению, эти крайне интересные, но вероятно не осуществимые часы сохранились только на бумаге. Высота их была 213 см.

В 1770-х годах Кокс управлял частным музеем в просторном помещении Весенних садов (Spring Gardens) в Лондоне. Он начал экспонировать свои изделия уже с 1769 года, тем не менее, официальный музей открылся только в феврале 1772 года. Здание находилось недалеко от Арки адмиралтейства и, в том числе, благодаря своему расположению было одним из самых популярных выставочных залов в Лондоне в течение полувека. Музей Кокса был настолько уникальным и запоминающимся, что и после закрытия экспозиции, помещение продолжали называть «бывшим музеем Кокса». Во время работы музея с 1772 по 1776 гг. выставленные Коксом экспонаты затмили все остальные выставки. Его навыки в рекламе, несомненно, сыграли большую роль в росте популярности музея. Кокс подготовил несколько каталогов и публиковал в лондонских газетах стихи, восхваляющие его музей, а затем издал их отдельным сборником.

Входной билет в музей Кокса был одним из самых дорогих в Лондоне. Считалось, это владелец музея установил такую высокую цену из-соображений безопасности с целью ограничить количество посетителей. Музей был популярен среди высших слоев лондонского общества и литераторов: Джеймс Босуэлл посетил его в 1772 году по рекомендации Сэмюэля Джонсона, а Фрэнсис Бёрни в своем романе «Эвелина» описывает разное отношение людей к искусству Кокса. Драматург Ричард Шеридан отдает дань уважения Музею Кокса в своем романе «Соперники». Джеймс Кокс рассчитывал на королевское покровительство – он экспонировал в своем музее королевские портреты, но так и не достиг поставленной цели. В 1773 году был подписан специальный парламентский акт, в соответствии с которым Коксу следовало разрознить свою коллекцию и продать ее посредством лотереи. Музей был закрыт в 1775 году. После того, как лорд-мэр Лондона ненадолго выставил её на обозрение в своём особняке, все предметы коллекции были поштучно проданы в мае 1775 года.

ПОЗДНЯЯ КАРЬЕРА
В 1778 году Кокс обанкротился во второй раз. Кокс отправил своего сына Джона Генри в Кантон, Китай в 1782 году, чтобы реализовать скопившиеся у него запасы нераспроданных предметов. В Кантоне Джеймс и Джон Генри стали партнерами Дэниела Биля и его брата Томаса (фирма Cox & Beale). Кокс оставался в бизнесе как розничный торговец, а не как художник-ювелир или производитель, до самой смерти.