Вяльцева А.Д.

Биография

Анастасия Дмитриевна Вяльцева (13 марта 1871, слобода Алтухово, Орловская губерния – 17 февраля 1913, Санкт-Петербург) - русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и цыганских романсов, артистка оперетты.

Анастасия рано лишилась отца. Её матери с тремя детьми пришлось отправиться на заработки в Киев, устроиться там работать прачкой. Потом, когда Вяльцева станет знаменитостью, газеты, намекая на это, отметят: "Как Афродита родилась из пены морской - Вяльцева родилась из мыльной пены прачечной!" Когда Насте было 13 лет, произошел случай, который перевернул всю ее жизнь. Однажды она убирала апартаменты одной известной артистки, опереточной примадонны Вельской. Решив, что в апартаментах никого нет, Настя начала уборку в одной из комнат и как всегда запела. А Вельская была в это время в соседней комнате. Услышав, как поет девочка, она вышла и сказала: «А знаешь, у тебя есть голос, тебе нужно учиться петь”. Настя тут же бросила работу горничной, нашла антрепренера и уговорила его зачислить ее в опереточную труппу. И ее взяли - на роль безмолвного пажа, с жалованьем в 32 рубля в месяц. Она выступала и в балетной труппе Ленчевского, и в вокальной: в 16 лет Вяльцева стала хористкой в Киевской опереточной антрепризе, где проработала 6 лет (с 1888 по 1893). 

В1893 года театр, где служила Вяльцева, приехал в Москву на гастроли. После этого тура Анастасия решила поехать в Петербург, чтобы попробовать себя в оперетты. Cначала она пошла в театр "Аркадия", затем - в Малый Петербургский театр, при котором была опереточная труппа. Eе взяли, но не в артистки, а в хористки. Вяльцева была красивой девушкой, с крепким и звонким голосом, с красивыми грудными нотами. Но поскольку она тогда была простой провинциальной артисткой - ни вокальной школы, ни школы актерского мастерства, то сразу поняла, что на столичной сцене она может претендовать только на небольшие роли.

Анастасия Дмитриевна проснулась знаменитой после дебюта в роли Кати в музыкальном обозрении «Цыганские песни в лицах» на сцене петербургского Малого театра. Роль была маленькой, но в конце последнего акта Вяльцевой доверили спеть песенку "3ахочу - полюблю":
Захочу - полюблю,
Захочу - разлюблю,
Я над сердцем вольна,
Жизнь на радость мне дана...

Стройная, привлекательная барышня с очаровательной улыбкой, кокетливо и игриво исполнила простенькую песенку, вызвав бурю аплодисментов. Этот вечер стал началом её певческой карьеры. Позже судьбоносный романс станет постоянным украшением её концертного репертуара.

Теперь ей предстояло многому научиться, ведь настоящей вокальной школы у нее не было. Вяльцева поняла, что ее путь в жизни - это сольная исполнительская карьера. У нее были и красота, и молодость, и прекрасные вокальные данные - все задатки для того, чтобы стать эстрадной дивой. Нужны были деньги и люди, которые занимались бы ее продвижением. Ей нужен был меценат. И меценат сам ее нашел. Звали его Николай Иосифович Холева. Он ввел Анастасию в свой музыкальный салон, где выступали знаменитые певцы Петербурга и Москвы, и вложил большие деньги в ее образование.

Первый сольный концерт Вяльцева дала в 1897 году. Публика приняла ее на "ура". Анастасия пела о любви, о радостях жизни, унося слушателей в беззаботный и праздничный мир мчащихся троек, звенящих гитар, пенящегося шампанского. Певица очаровала публику игривостью и легкостью своего звонкого голоса. Поклонники называли ее «певицей радостей жизни» и «белой цыганкой».

С 1902 года певица начинает гастролировать по всей России. Первые четыре года Вяльцева ездила в гастрольные поездки - по сорок концертов - ежегодно. Потом она гастролировала уже два раза в год - весной и осенью. Путешествовала Вяльцева в своем собственном вагоне, отделанном по вкусу самой певицы. Несмотря на множество гастролей в провинции и активную концертную деятельность в столицах, она продолжала выступать в опереточных спектаклях - Саффи в "Цыганском бароне" Штрауса, Перикола (в одноименной оперетте Ж. Оффенбаха), Елена ("Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха), Клеретта ("Дочь мадам Анго" Ш. Лекока). При этом любопытно отметить, что Вяльцева, которой удалось вывести романс и цыганскую песню из ресторанов на большую эстраду, всегда мечтала петь в опере. Несколько раз она участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Она спела Кармен ("Кармен" Бизе), Амнерис ("Аида" Дж. Верди), Далила ("Cамсон и Далила" Сен-Санса), пела в "Миньоне" и "Пиковой даме". Но оперной певицей она все же не стала. В 1900-е годы о Вяльцевой много писали и говорили. Журналисты нарекли ее "несравненной". Газеты расписывали ее очень дорогие, сногсшибательные туалеты, ворчали, что Вяльцева берет за свои выступления огромные гонорары... Певицу часто спрашивали: в чем секрет ее успеха? А она отвечала: "Все очень просто! Я пою то, что всем понятно". Враги и завистники говорили, что Вяльцева на эстраде - капризная, кокетливая, жеманная, экзальтированная, игривая красотка, призывающая к свободной любви и заигрывающая с мужской половиной зала. Но когда Вяльцева выходила на сцену, весь зал был у ее ног. 

В 1904 году в России появились граммофоны. Анастасия Дмитриевна записала около 100 песен, и вся страна могла наслаждаться ее голосом, одним из ее прозвищ было «Русская королева граммофона». В первом десятилетии двадцатого века Вяльцева достигла пика популярности. Выступления, записи на граммофонные пластинки, участие в престижных антрепризах… Море прессы, обсуждающей «странное наркотическое звучание ее голоса».

Кто-то придумывает красивую легенду о ее происхождении, она особо не противится. Теперь Анастасия Вяльцева – не провинциалка, а незаконнорожденная дочь какого-то вельможи, отданная на воспитание в крестьянскую семью.

Расценки на концерты достигают фантастических высот, сопоставимы разве что с шаляпинскими. Потом был Красивый роман с Василием Бискупским – дворянином и блестящим офицером. Когда Василий был ранен на войне, Анастасия Вяльцева бросила все и рванулась на фронт, к любимому. На собственные деньги она обустроила санитарный поезд, сама стала сестрой милосердия и ухаживала в этом поезде не только за Бискупским, но и за другими ранеными. Они долго не могли пожениться – браки между офицерами и «певичками» были категорически запрещены. Анастасия Дмитриевна добилась личного разрешения Николая Второго.

Вяльцева прославилась тем, что делала до 30 выходов на бис за ночь. В Санкт-Петербурге 52 выхода на бис на одном из концертов - был ее рекорд. Она побила его в августе 1912 года, в Москве, выступив 60 раз за ночь. Вяльцева видела свою миссию в том, чтобы «служить» своим поклонникам, какими бы требовательными они не были. «Меня заставляла, воспитывала и направляла публика. Это вынуждает меня петь одни и те же песни снова и снова, день за днем… Я делаю это почти механически, со все меньшим и меньшим волнением, когда я вижу, что публика тоже не может испытать возвышение ... И все же они требуют все больше и больше одной и той же песни, и у меня нет другого выбора, кроме как следовать их воле, потому что они имеют полное право навязать ее мне», - пожаловалась она как-то в интервью.

Однажды по окончании концерта к Вяльцевой подошёл незнакомый молодой человек. «Ты мне до сердца дошла, Ласточка», - певицу после хита «Пой, ласточка, пой» повсюду называли Ласточкой. – «Так поёшь - умирать буду, не забуду!». Нежданный поклонник оказался бакинским нефтяным магнатом, бароном Павлом Штейнгелем.

Постоянные гастроли, разъезды, выступления не только приносили солидные доходы, но и отнимали много сил. В 1912 году на концерте в Курске певица прямо на сцене потеряла сознание. Думали, от переутомления. Но всестороннее обследование показало: у "Ласточки" туберкулёз лёгких. Врачи потребовали прекратить выступления и переехать на юг. Барон Штейнгель предложил Вяльцевой свою дачу в Крыму. И певица перебралась в миниатюрный готический замок, построенный на отвесной сорокаметровой скале мыса Ай-Тодор. Целебный морской воздух, солнце, прекрасный розарий позади замка - всё это благотворно сказывалось на самочувствии Вяльцевой. Штейнгель, часто навещавший возлюбленную, назвал дачу, на которой поселилась его "Ласточка", - Ласточкино гнездо.

Вяльцева скучала по сцене. Почувствовав, что ей стало лучше, отправилась в гастрольный тур. Вернулась едва живая. Консилиум врачей установил страшный диагноз: рак крови. Как лечить подобное заболевание, тогда не знали. Сделали полное переливание крови - стать донором благородно вызвался Василий Бискупский. Однако не помогло и переливание, как не помогли гипноз, тибетская медицина и прочее. В феврале 1913 года Вяльцева умерла, не дожив месяца до 42-летия. На похоронной процессии присутствовало около 160 000 преданных поклонников. Казалось, что вся страна прощается с талантливой и любимой актрисой.

Источники:
Кугель А.Р. Театральные портреты. — Л., 1967. — С. 284—293.
Нестьев И.В. Звезды русской эстрады: (Панина, Вяльцева, Плевицкая): Очерки о рус. эстрад. певицах нач. XX в. — М., 1970. — С. 46-65.
Лазарев С. Е. «Главными её меценатами были труд и талант». Недопетая песня Анастасии Вяльцевой (к 150-летию со дня рождения) // Вопросы культурологии. — 2021. — № 3. — С. 220—236.
Шнайдер И. И. Записки старого москвича. М.,1970.— С.135.