Обухова Н.А.
6 марта 1886 года-14 августа 1961 года
Биография
Надежда Обухова родилась в старинной дворянской семье в одном из особняков в районе московской Пречистенки. Вся семья была музыкальная. Обухова вспоминала: «Раннее детство мое протекало в деревне, где мы: сестра, брат и я, жили с нашим отцом и дедушкой. Моя мама умерла, когда мне было два года». Дед по матери Адриан Мазураки, воспитывавший маленькую Надю был, по воспоминаниям современников, прекрасным музыкантом, был очень дружен с великим русским пианистом Николаем Рубинштейном. Они часто играли на рояле в четыре руки. Для будущих двух певиц (сестра Надежды - Аня тоже пела) была чрезвычайно важна приверженность Мазураки музыке. В его доме царил культ музыки. Дед музицировал сам и приучал к пению и игре на фортепьяно своих внучек. Счастливая жизнь в богатом имении, русская природа, пение крестьян, занятия музыкой, – все это прервалось неожиданно. У Нади обнаружили туберкулез, и Мазураки с внучками уехал в Ниццу. Яркая природа итальянской и французской Ривьеры стала родной для Обуховой навсегда. Она подарила ей массу музыкальных и жизненных впечатлений, которые сформировали ее личность. Лечению сопутствовало обучение. Сестры в совершенстве освоили французский и итальянский языки. Пение им преподавала ученица Полины Виардо мадам Липман (правда, она неверно определила голос Обуховой как сопрано, чуть не сорвав его).
В 1906 году дед Надежды скоропостижно умер, и сестрам пришлось возвратиться в Москву. В столице певица продолжала свои занятия музыкой, а в 1907 году стала студенткой Московской консерватории. Она поступила в класс, руководителем которого был известный музыкальный педагог Умберто Мазетти. Он обладал особым даром чувствовать будущих знаменитостей. За десять лет до Обуховой его студенткой была первая русская оперная певица Антонина Нежданова. К сожалению, летом 1908 года Надежде пришлось бросить учебу из-за болезни. Лечиться она уехала в Сорренто, а вернулась только через год. Обухова начала выступать в концертах. Строгий устав Консерватории запрещал ученицам выступать под своим именем. Первые шаги к славе Обухова делала под псевдонимом. В программках она была анонсирована как «госпожа Андреева». На одном из концертов ее услышала Нежданова. Она была в восторге от пения молодой певицы, на долгие годы стала ее настоящим другом. Прекрасная карьера была уготована Обуховой уже на консерваторской скамье, благодаря редкому по красоте голосу, работоспособности и покровительству Неждановой.
Обухова поступает в труппу Большого театра. 5 февраля 1916 года состоялось ее первое выступление - партия Полины в «Пиковой даме» Чайковского, которому сопутствовал большой успех.
Обухова становится одной из первых звезд оперной труппы Большого театра. В сезоне 1916–1917 годов она поет ведущие партии в 12 операх, среди которых «Аида», «Евгений Онегин», «Самсон и Далила», «Садко», «Царская невеста», «Снегурочка»…
Любимым композитором Обуховой был Римский-Корсаков. Его очень удобные для голоса оперы импонировали певице. 18 ноября 1916 года она выступила в «Царской невесте» в партии Любаши, которая, в дальнейшем, стала одной из ее любимейших.
Надежда Обухова была абсолютно чужда новой пролетарской власти. Все ее ближайшие родственники были видными представителями прежней российской элиты. К счастью, на жизни и карьере самой Обуховой ее «непролетарское» происхождение никак не сказалось. Она среди многих видных артистов, быстро включилась в новую культурную жизнь послереволюционной России.
2 ноября 1918 года Обухова вместе с Антониной Неждановой, Иваном Петровым и Леонидом Собиновым участвует в грандиозном концерте, где исполняется «Поэма экстаза» Скрябина и Девятая симфония Бетховена. Со вступительной речью на концерте, похожем на братание новой власти с представителями культуры, выступает Анатолий Луначарский. И Советская власть берет под свое крыло одно из сокровищ ушедшей империи – Большой театр. Делая его со временем международной вывеской новой империи. В Большом театре Обухова проработала почти пятьдесят лет. За годы работы здесь она выступила более чем в двадцати оперных постановках, исполнив практически все партии классического репертуара. Лишь во время первой мировой войны Обухова прервала свои выступления, поскольку вместе с мужем, офицером-артиллеристом, отправилась на фронт. После его гибели второй раз замуж она не вышла.
2 марта 1928 года Н.А. Обуховой было присвоено звание заслуженной артистки Республики, 20 октября 1933 года – народной артистки РСФСР, а 2 июня 1937 года она стала народной артисткой СССР и кавалером ордена Ленина. В 1951 году Обухова получила государственную (тогда называлась она Сталинской) премию и орден Трудового Красного Знамени.
Исполненные Обуховой оперные партии стали классическими. Сила сценических образов русских женщин из опер Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, также, как и образов полярной направленности, созданных Обуховой, — в том, что они прежде всего, вокальны, изначально музыкальны и в то же время предельно драматичны, хотя драматизм каждой из них глубоко индивидуален, не стандартен в своем выражении. Певица практически ни разу не копировала устоявшиеся в сознании стереотипы, стараясь найти новые краски в традиционных ролях. Так, работая над ролью Кармен, которую до нее пела М. Максакова, она практически заново разработала всю концепцию роли, причем сделала это настолько убедительно, что режиссер-постановщик оперы специально для нее изменил основные мизансцены. Чтобы сыграть эту роль, актриса несколько месяцев занималась танцами в балетном классе, и критика впоследствии назвала ее Кармен «самой танцующей». Ни зрители, ни даже партнеры не хотели верить, что актрисе в это время было уже 44 года.
Обухова покинула сцену Большого театра в 1943 году, находясь в расцвете своего таланта. С этого времени она целиком посвятила себя концертной деятельности. При этом Обухова почти никогда не повторяла программу одного и того же концерта.
Свой последний концерт Обухова исполнила в честь своей наставницы и подруги А. Неждановой у нее в доме в связи с годовщиной смерти великой певицы. После этого концерта она уехала на отдых в Феодосию и там скоропостижно умерла. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Источники:
Надежда Андреевна Обухова / А. Анисимов. — 1-е. — Москва: Искусство, 1953. — 15 с. — (Большой театр СССР).
О. Логинова. Надежда Андреевна Обухова. Воспоминания. Статьи. Материалы / И.Ф. Бэлза. — 1-е. — Москва: Всероссийское театральное общество, 1970. — 320 с.
Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.