Напс Эжен
Биография
Напс Евгений (Эжен-Иоган) - скульптор, рисовальщик и живописец. Родился в 1848 году. Родился в небогатой семье прибалтийских немцев. Системного художественного образования не получил, но с детства увлекался рисованием. В юности переехал в Санкт-Петербурге, где в небольшой мастерской начал заниматься реставрацией фарфора, мелкой пластики и бронзовой скульптуры для антикваров и коллекционеров. Позднее выполнял на заказ уменьшенные копии известных произведений русских скульпторов.На раннем этапе творчества Е. Напс не раз пользовался сюжетами Е. А. Лансере и в целом находился под его сильным влиянием, что отражено в таких его скульптурных группах, как «Генерал М. Д. Скобелев на коне» (бронза), «Тройка зимой» (бронза), «Казак верхом» (бронза). Известные работы Напса - скульптурная группа «Телега с тремя лошадьми и пятью седоками переезжает через мостик» (бронза), статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре» (бронза), два парных подсвечника «Фонарщики» (бронза) и чернильница «Дровосек за обедом» (бронза) - широко тиражировались Каслинским и Кусинским заводами в начале XX века. Все известные работы Напса свидетельствуют о его профессиональном владении бронзолитейным искусством.
Сведений о семье, более поздних годах творчества очень скудны. По данным историков Эжен Напс умер в 1886 году.
Интересные факты:
- Существует версия, что под псевдонимом "Напс" работал Евгений Лансере. Практически все работы Напса отливались на бронзовой фабрике Верфеля, которая была основным конкурентом мастерской Ф. Шопена, заключившего с Лансере кабальный договор на длительную перспективу (как оказалось потом - почти на всю жизнь скульптора). По условиям этого договора Лансере не мог работать под своим именем с другими бронзолитейными мастерскими. Поэтому некоторые эксперты предполагают, что возможно под именем Напса производились работы Лансере. Основание для такого предположения – единство и узнаваемость стиля, приемы лепки, скудность сведений о реставраторе Евгении (Иоганне) Напсе, вечное безденежье многодетного (6 детей) Лансере и известная склонность к мистификаторству его художественного окружения.