Клодт П.К.
Семья будущего скульптора состояла из потомственных военных. Как это нередко бывает, фамилия была небогатой, хоть и родовитой. Его прапрадед был одним из известных участников Северной войны, был генерал-майором шведской службы. Отец скульптора был боевым генералом, принимал участие в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность будущего скульптора к резьбе, лепке и рисованию.
Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование. Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В 1822 году, в возрасте 17 лет он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению. Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры». После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.
Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств, его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха. Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться статуэтки его работы, изображающие лошадей.
Мощным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена шестёрка коней, несущая колесницу богини славы, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I.
В конце 1832 — начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.
После этого успеха в работе над этим проектом наступил перерыв, обусловленный тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курировавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы. П.К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста. Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста. К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к отливке в бронзе. Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер, не оставив преемника руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В.П. Екимов. Без этого человека отливка скульптур была невозможна, и скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.
Для выполнения работ ему пригодились навыки основ литейного дела, которым его обучали в артиллерийском училище, практически освоенные на службе в артиллерии и применённые на уроках В. П. Екимова в бытность Клодта вольнослушателем академии. Возглавив Литейный двор в 1838 году, он занялся усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы. То, что скульптор стал литейщиком принесло неожиданные результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки, полировки или исправлений). Для достижения этого результата потребовалась тщательная работа над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших деталей и целиковой отливкой композиции (до этого момента такие большие скульптуры отливались по частям). Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур. 20 ноября 1841 года состоялось открытие моста после реставрации. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу реки Фонтанки (со стороны Адмиралтейства), на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии.
Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин для украшения главных ворот императорского дворца. В 1843—1844 годах копии были изготовлены повторно. С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их «королю обеих Сицилий» Виктору Эммануилу II (в Королевский дворец в Неаполе).
Кроме того, копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга - у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, в усадьбе Влахе́рнское-Кузьми́нки. С 1846 года на восточной стороне Аничкова моста снова были помещены гипсовые копии, а художник начал создавать продолжение и завершение ансамбля. На выполнение копий у художника ушло четыре года и в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место солдаты Сапёрного батальона под руководством барона Клодта водрузили заново отлитые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.
Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни. Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора. После обсуждения в 1833 году на художественном совете первых двух скульптурных композиций академический совет решил избрать скульптора в назначенные академики, что и было исполнено пятью годами позже — в 1838-м. В том же году он был назначен профессором скульптуры и возглавил Литейный двор Императорской академии художеств. Сама работа была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства, сопоставимой с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».