Штраус, Иоганн Батист

Биография

Австрийского композитора Иоганна Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX века и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Штраус родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.

Отец хотел, чтобы сын стал коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.

В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант становится опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев.

Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.

Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у Йозефа Ланнера и его отца: «гирлянда» из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, по-моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни — все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки, создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г. создаются «Песни свободы», «Песни баррикад», в 1849 г. — «Вальс-некролог» на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу, который давно завел другую семью, не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений).

Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 — в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно приезжает в Россию.

В 1856-1865 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С его впечатлениями от приездов в Россию связан вальс «Прощание с Петербургом», полька «В Павловском лесу», фортепианная фантазия «В русской деревне» (ее исполнял А. Рубинштейн) и др.

В 1863-1870 гг. Штраус — дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни» и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана»), а также редкая работоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт.

1870-е гг. — начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты. Вместе с Францем фон Зуппе и Карлом Миллёкером он стал создателем венской классической оперетты.

Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.

До сих пор звучат вальсы из оперетт «Летучая мышь» (1874), «Калиостро в Вене» (1875), «Кружевной платок королевы» (1880), «Ночь в Венеции» (1883), «Венская кровь» (1899) и др.

Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется «Цыганский барон» (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств: свободы, любви, человеческого достоинства).

В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например, чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу «Рыцарь Пасман» (1892) и работает над балетом «Золушка» (не окончен). По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности: «Весенние голоса» (1882), «Императорский вальс» (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886).

Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия музыка композитора покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния.

По материалам https://www.belcanto.ru/strauss.html
Статья К. Зенкина (belcanto.ru)