Каслинский литейный завод

История

Находится на Урале в городе Касли Челябинской области. Место для основания завода было выбрано не случайно. Урал богат чугуном, а именно в Касли располагалось крупное месторождение уникального природного сырья – высококачественного формовочного песка. Кроме того, в окрестностях городка было огромное количество древесины для топки и поддержания нужной температуры в доменных печах. Благодаря месторасположению получил свое название один из видов народных промыслов по изготовлению множества разновидностей художественных изделий из чугуна.

Среди изделий, выполненных с помощью техники каслинского литья, можно выделить следующие виды: чугунные скульптуры, изделия декоративно прикладного искусства, предметы для декора архитектурных сооружений.

Принято считать началом истории развития промысла 1746 год. Тульский купец Яков Коробков заложил чугунолитейный завод. 1751 году он продал производство Никите Демидову. При Демидовых произошла существенная реконструкция, и производство было расширено. В конце XVIII века Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных фабрик возвел четыре кирпичных здания. В 1823 году на Каслинском заводе появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с его деятельностью связано становление художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина. Мастера быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья. Страстный коллекционер картин, художественной бронзы и фарфора – один из управляющих завода Г.В. Дружинин скупал в столичных антикварных лавках все лучшие скульптурные работы независимо от материала, в котором они были выполнены (металл, фарфор, дерево, гипс и прочее). Он также приобретал право на тиражирование работ у лучших российских скульпторов и делал специальные заказы на изготовление моделей для литья. Кроме этого, Дружинин не предоставлял для отливки в чугуне многие вещи из своей обширной коллекции художественной бронзы и фарфора, например, более 20 произведений академика скульптуры П.К. Клодта, которые на долгие годы стали эталонами в каслинском литье.

С 1860-х годов выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ, активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Завод постоянно участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. При заводе была открыта собственная художественная школа, в которой готовили новых мастеров. Каслинское художественное литье с тех пор представляет собой целый мир разнообразных тем и сюжетов: от крестьянина-пахаря до Венеры Милосской, от массивных торжественно печальных надгробий до тончайшей цепочки для карманных часов, от монументальных скульптурных фигур до миниатюрных изделий.

Качество чугунных изделий постепенно совершенствовалось, и параллельно росла известность Каслинского завода во всем мире. В середине XIX века изделия из чугуна, изготовленные на заводе в Касли, получили Малую золотую медаль на выставках в Лондоне и Париже. Это было чрезвычайно важным и знаковым событием в истории завода, и положение его продукции на мировом рынке значительно укрепилось. Образцами для отливок служили произведения русских скульпторов Ф. Толстого. E. Лансере, Н. Либериха, а в ХХ веке – В. Симонова, Н. Томского, М. Манизера, В. Мухиной и др. В период с середины 1880-х годов по 1914 год производство художественного литья достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век Каслинского завода, пик которого пришелся на 1880–1900 годы, когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.

В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом.

Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль. Для презентации своего творчества умельцы из Касли отлили из чугуна огромный павильон в форме дворца в византийском стиле. Над проектом трудился Е.Е. Баумгартен. Чугунный ажурный дворец получил наивысшую награду конкурса – Гран-при.

Павильон работал двадцать четыре часа в сутки. Каслинцы без устали отвечали на вопросы парижан, дарили им небольшие сувениры из чугуна. Один из посетителей (гражданин Америки) увез на память просто кусочек металла. Главным элементом выставочного павильона стала скульптура под названием «Россия» (автор архитектор-скульптор Николай Лаверецкий), изображающая женщину в воинском одеянии. Произведения комбината признали шедеврами литейного искусства. На выставке присутствовало большое количество людей, желающих стать обладателями павильона. Однако уполномоченные лица отказались продавать статую «Россия». В итоге сделка сорвалась и «воинственная дама» вернулась на родину.

К сожалению, для Российской Империи в начале двадцатого века наступили мрачные военные времена – Первая Мировая и Гражданская войны, Октябрьский революционный переворот. Потрясения в экономике и финансовом положении пагубно сказались на развитии литейного промысла, старинное мастерство стало исчезать.

Следует заметить, что после революции (в 1922-1928 годах) на заводе была выпущена малотиражная серия каслинского литья с революционной подоплекой: бюсты революционеров, кабинетная скульптура и различные предметы бытового интерьера. В 1934 году был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х годов XX-го века), перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполнял заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественные фонари, элементы для набережных, мостовые конструкции, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее).

В годы Второй Мировой войны завод работал для фронта. В последующие годы практически утраченное ремесло и уникальную коллекцию изделий воссоздавали по крупицам. В 1957 году начались работы по восстановлению чугунного павильона. Реставрация продлилась почти восемь месяцев. Павильон оснащен несколькими входами и составлен из огромного количества различных декоративных литых элементов, удивительным образом объединенных в единое целое.

В 1978 году ЮНЕСКО внесло чугунный завод в Касли в перечень художественных памятников, имеющих мировое значение.

На сегодняшний день ознакомиться с невероятными произведениями чугунного мастерства можно в Музее изобразительного искусства Екатеринбурга. Изделия каслинских умельцев располагаются во многих городах России. Каслинское литье отличается четкостью силуэта, тонкостью ажурного рисунка, тщательной отделкой поверхности, чистотой цвета. В соответствии с традиционной технологией мастерами используется особый состав чугуна. После отжига отливки вручную обрабатываются чеканом для передачи фактуры поверхности. Тем самым, полученным литейным формам придается законченный вид.
В музее «Собрание» представлены отлитые из каслинского чугуна работы Н. Либериха, А. Молчалина и М. Манизера.


Каслинское чугунное литьё// Большая российская энциклопедия. Том 13. — М., 2009. — С. 271.
Елфимов Ю. Н. Каслинские мастера. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. — 84 с.