Мортье, Теофиль

Биография

История жизни одного из крупнейших производителей танцевальных органов и оркестрионов в конце XIX – первой половине XX веков началась в небольшой бельгийской деревушке Осткамп, к югу от Брюгге.

Отец Теофиля - Иво Мортье был владельцем кузнецы. Мать - Мария Терезия Верлинде жила в этой же деревушке. Теофиль, родившийся 11 марта 1855 года, был их третьим сыном. Работая в мастерской отца, он приобрел практические навыки, которые впоследствии очень ему пригодились.

Имея свой бизнес, Иво Мортье мог вполне сносно материально обеспечивать свою семью. Тем не менее, он принял решил переехать в Брюгге. Вконце декабря 1866 года семья переехала в Брюгге и обосновалась там. Через некоторое время - в начале 1870-х годов, Теофиль работал слесарем по обработке металла. По прошествии нескольких лет, он решил, что пришло время изменить свою жизнь и заняться чем-то другим. Он всегда мечтал иметь свой собственный бизнес, а идти по стопам отца ему не хотелось. Его манили приключения. 17 апреля 1877 года он переехал в Антверпен, довольно большой город в то время, где для него открывалось значительно больше возможностей. У него не было определенных планов, и он зарегистрировался в муниципалитете Антверпена как профессиональный слесарь-инструментальщик.

В мае 1877 года в Антверпене развивалось судостроение, начинали строиться новые доки. Теофиль получил повышение – он стал работать бригадиром. Он поселился в небольшом пансионате гостиничного типа, которым владела Джоанна Вермейлен. Несмотря на разницу в возрасте (Джоанна была на 21 год старше Теофиля), они хорошо ладили друг с другом и 16 июня 1877 года пара сочеталась браком. Теофиль стал хозяином гостиницы. Он бросил работу бригадира и полностью посвятил себя собственному делу. В свободное от работы время Теофиля можно было встретить в доках, где он набирал клиентов для своего пансионата. Вполне возможно, что в гостиничной таверне уже стоял орган, изготовленный Гавиоли, но он непременно появился там после того, как Теофиль стал хозяином, так как он прекрасно представлял себе, какие возможности этот инструмент давал для дальнейшего развития бизнеса.

В 1884 году Теофиль открыл танцевальный зал под названием «Новое Варьете», где звучала музыка, которую воспроизводили стоящие в ряд механические органы. Они были построены парижской фирмой Gavioli. В то время это были переносные органы, проигрывающие музыку, закодированную на деревянных валах. Системы считывания музыки с картонных перфорированных складывающихся в виде книжек лент не было до середины 1880-х годов. Органы привлекали особое внимание Теофиля. Благодаря своему опыту он хорошо понимал их техническое устройство и увидел больший потенциал для расширения бизнеса. Чем лучше играли органы и чем больше они были, тем больше клиентов привлекал танцевальный зал. Постепенно бизнес начал приобретать форму, рос и расширялся. Теофиль делал все возможное, чтобы в его танцевальном зале стояли самые новые органы. Устаревшие органы, которые уже не использовались, он сдавал в аренду. Большинство отелей,  ресторанов и баров в Антверпене стремились завлечь клиентов чем-то новым и необычным. Конкуренция среди предпринимателей была жесткой. Бизнес Мортье развивался стремительно.

Бывали случаи, когда сданные в аренду инструменты выходили из строя. Поскольку они продолжали оставаться собственностью Мортье, он создал свою собственную ремонтную службу, а со временем стал обновлять и строить новые фасады, более отвечающие вкусам бельгийских клиентов.

Танцевальный зал, пансионат и сдача органов в аренду - все бизнесы были успешны, и Теофиль Мортье смог аккумулировать внушительной капитал. Со временем он стал основным импортером органов Гавиоли. Во второй половине 1890-х годов фирма Гавиоли стала строить органы, на которых воспроизводилась музыка, закодированная на картонных перфорированных, складывающихся в виде книжек, лентах. Приобрести новые музыкальные носители стало намного проще и дешевле. В связи с этим торговля органами значительно расширилась. В 1895 году Мортье купил дом с пристроенной к нему мастерской, где он открыл пивную, а рядом с ней мастерскую по постройке переносных органов. Он руководил фабрикой, не будучи сам строителем органов. Мортье был прозорливым бизнесменом и смог собрать вокруг талантливых и опытных специалистов. Бизнес Мортье рос и процветал за счет увеличения продаж, модернизации органов и сдачи их в аренду. Теофиль решил, что пришло время сделать новый шаг вперед - создать новый орган силами своих мастеров.

Осенью 1898 года он стал распространять на улицах Антверпена рекламную листовку, объявляющую о создании экстраординарного нового «Исполинского органа».

В годы, следующие за 1898, Мортье импортировал, сдавал в аренду и ремонтировал органы, построенные Гавиоли. Однако, это не помешало ему подать заявку на патент на новый тип механизма для «органов-оркестрионов».

С 1905 года Мортье больше не создавал новые органы, он перестраивал органы, считывающие деревянные валы на новую систему перфорированных картонных книг и планировал ежегодно модернизировать около восьми инструментов. К 1908 году фирма Mortier уже имела устойчивую прекрасную репутацию.

В то время как бизнес Mortier постоянно рос с 1900 года, бизнес компании Gavioli начал понемногу приходить в упадок и в 1912 году компания прекратила своё существование. В результате чего Мортье получил ещё большую свободу действий для развития своего бизнеса.

Медленно, но верно, фирма Мортье стала лидером на рынке. В период между 1910 и 1914 годами на фабрике было построено и восстановлено невероятное количество органов. В 1912 году все фабричные мощности были загружены, а рабочие часы были установлены с 6:00 утра до 19:15 вечера.

Август 1914 года ознаменовал начало Великой войны в Европе, а вместе с ней и конец размеренной жизни 19-го века. Когда немецкие войска вторглись в страну 4 августа 1914 года, нейтралитет Бельгии, объявленный в 1839 году, закончился. В течение трех месяцев Антверпен превратился из богатого и процветающего мегаполиса в сильно разрушенную военную зону. К примеру, крупнейший танцевальный зал города - «Минерва» стал столовой для оставшихся без крова жертв войны.

Окончательное перемирие было подписано 11 ноября 1918 года - Первая мировая война закончилась. Антверпен сильно пострадал. Тем не менее, люди были настроены оптимистически. Мортье на тот момент было 63 года. Он осознавал, что начиналась новая эра. Он взял кредит в банке и стал искать людей с опытом ведения бизнеса. Он пригласил самых разных специалистов, и они смогли создали новую акционерную компанию с ограниченной ответственностью. Для привлечения дополнительного капитала были выпущены и распространены акции.

Компания стала ремонтировать и оптимизировать органы, строила новые органы и оркестрионы.

Крах Нью-йоркской фондовой биржи в конце октября 1929 года привел к мировому экономическому кризису. К тому же в тридцатые годы в домах многих семей появились радиоприёмники, а немые фильмы в кинотеатрах уступили место звуковому кино.

В 1929 году количество заказов значительно уменьшилось, и компания была вынуждена сократить штат рабочих. В октябре 1931 года все работники фабрики получили от Мортье письмо, в котором сообщалось, что их зарплата будет уменьшена. 10 декабря 1935 года Теофиль Мортие покинул Совет директоров. Ему было 80 лет.

В течение 1930-1935 годов Мортие построил 34 больших танцевальных органа, а также большое количество оркестрионов. Его органы имели современное звучание, так как Мортье постоянно экспериментировал. Он пытался сделать органы более привлекательными для покупателей. В разгар кризиса Мортье пришлось столкнуться с появлением серьезных конкурентов на слабеющем рынке органов.

В 1938-1939 годах Мортье закончил строительство девяти больших органов. За время Второй мировой войны не было построено ни одного большого органа, но известно о ряде произведенных в это время оркестрионов.

28 декабря 1944 года в возрасте 89 лет Теофиль Мортье скончался. Он был похоронен в фамильном склепе в Мерксеме.


По материалам книги «История Мортье», опубликованной в 2019 году в честь 65-летия голландской организации механических музыкальных инструментов