Козин, Вадим

Биография

Вадим Козин – воистину удивительный советский артист, который за свою жизнь пережил и пики славы, и практически полное забвение, и заключение, а вслед за этим волны восхищения и признания. В 1930-1940 гг. популярность этого эстрадного певца была фантастической, публика обожала его необыкновенный по тембру голос – лирический тенор.

В 1939 году Вадим Алексеевич Козин написал целый цикл песен, который он назвал "Времена года", а романс "Осень" стал частью истории русской музыки. У романса нет тем, у него есть только один лейтмотив - любовь. Романс знает только две временные категории: миг - мгновенье, сейчас и всегда, до самой смерти.

Вадим Алексеевич родился в Петербурге 21 марта 1903 года. Его отец купец 1-ой гильдии полюбил Веру Ильинскую из известной цыганской хоровой династии Ильинских. В этом браке и родился Вадим, у которого были еще четыре младших сестры. Гостями дома часто бывали Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Юрий Морфесси — знаменитейшие исполнители начала века. По семейной легенде двоюродной бабушкой Вадима была Варвара Панина - известная исполнительница цыганских песен и романсов. Кроме гимназии Козин нигде не учился. Никаких музыкальных заведений он не заканчивал.

Свою карьеру артиста Козин начал с работы тапером в Народном Доме. Петь начал по воле случая: не приехала артистка, и парня попросили заполнить образовавшуюся паузу. Успех молодого певца был ошеломительным. В 1931 году Вадима приняли на ставку артиста в концертное бюро Дома Политпросвещения Ленинграда. Он пел в комическом хоре «КОМХОР» А.В.Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов и собственные сочинения. Через два года его зачислили артистом в штат Ленгoрэстрады. В начале своей сольной карьеры Вадим взял псевдоним «Холодный» в память об актрисе Вере Холодной. В 30-е годы, когда упоминание этого имени стало опасным, выходил на сцену как внук Варвары Паниной, что на деле правдой не было.

Свою первую песню «Бирюзовые колечки» Козин написал в 1929 году. Постоянным аккомпаниатором певца стал знаменитый Давид Ашкенази.

В 1937 году Вадим Козин принял решение о перезде в Москву. Первый же его концерт в Зеленом театре имел колоссальный успех. В 1939 году вместе с композитором и поэтессой Елизаветой Белогорской Вадим написал романс «Осень», который впоследствии стал едва ли не самым знаменитым произведением исполнителя. Не меньшей популярностью пользовались «Маша», «Прощай, мой табор» и «Дружба».

“Гипнотическая власть певца над аудиторией”, согласно формулировке, взятой из прессы тридцатых годов, заключалась и в необыкновенном по тембру голосе, и в самом стиле исполнения, сохранившем верность старой песенной культуре. До Великой Отечественной войны Грампласттрест выпустил более 50 пластинок с записями голоса Козина.

В годы войны много выпущенных пластинок переплавляли для нужд фронта, но на пластинках с записями Козина стояли штампы: «Переплавке не подлежит». Сам же артист выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделили специальный вагон. Вадим Козин выступал в блокадном Ленинграде, в осажденном Севастополе, перед моряками Мурманска. Во время одной из поездок на передовой произошла его встреча с маршалом Баграмяном. Позже маршал вручал Козину награду – орден Красной Звезды.

Среди биографов Козина популярна следующая легенда: в декабре 1943 года во время знаменитой Тегеранской конференции у премьер-министра Великобритании был день рождения. По этому случаю пригласили выступить на концерте лучших певцов мира, отбирать их помогал сын Черчилля. В концерте для лидеров союзных держав пели тогда Морис Шевалье, Марлен Дитрих, Изабелла Кремер. Из советских артистов был приглашен  Вадим Козин – его на одни сутки под конвоем доставили специальным самолетом из Москвы. Рассказывают, что Изабелла Кремер – известная в то время оперная певица – за кулисами успела шепнуть Козину: «Другого такого случая у вас не будет. Подойдите к Черчиллю и попроситесь на Запад. У вас будет все — и свобода, и деньги, весь мир будет ваш».

Сам Вадим Кожин на протяжении всей жизни вел дневник. Его скрупулезные записи, - это не только интимные тайны страдающей души. Это еще и хроника эпохи в интерпретации одного из грандов советской эстрады, который был знаком с Вертинским и Руслановой, Есениным и Маяковским, Сталиным и Берией, Черчиллем и Рузвельтом. Дневник был изъят у Вадима Козина во время ареста и возвращен артисту лишь в начале девяностых – незадолго до его смерти. После пика своей славы он оказался колымским узником, а песни его почти на полвека исчезли из радио эфира. Первый срок – 8 лет, Козин получил в 1945 году. Был освобожден досрочно в 1950 г. за примерное поведение и хорошую работу. Через девять лет – в 1959 г. он получил новый срок.

Уже после первого освобождения Вадим Козин остался в Магадане. Певец не знал, как его встретят в Москве после долгих лет отсутствия, а к Магадану привык. И здесь его легальное забытье плавно перешло в нелегальное полузабытье. Уже будучи практически стариком, артист выходил на сцену, садился за рояль, пел по-прежнему чистым и проникновенным голосом «Пара гнедых», и в зале творилось невообразимое... Билеты продавали даже в оркестровую яму. Практически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. Его репертуар насчитывал свыше 3000 песен. Сам же он написал около 300. С гастролями Козин исколесил Сибирь, Дальний Восток, выступал на Камчатке, Сахалине, на Курилах, в Приморье, Якутии, на Колыме. В 1960-х гг. появляются его песни «Не стращай меня горькой судьбой» (А. Ахматова), «Лишь чёрный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К.Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко) Теперь говорят, что благодаря Вадиму Козину Областной театр расплатился с долгами, а позже его концерты давали стабильный доход и местной Филармонии. Ходит даже легенда о том, как в одном из городов, где выступал Козин, гастролировал прославленный московский театр, и тогда в Москву, в Министерство культуры от кого-то из сотрудников театра полетела телеграмма: «…рядом с нами выступает Козин, отбивает всю публику».

До конца жизни певец жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой. На двери его магаданской квартиры была медная табличка с буквами в стиле декадентской санкт-петербургской вязи: «КОЗИН Вадим Алексеевич». В 1993 г. на празднование девяностолетнего юбилея Вадима Алексеевича в Магадан прибыла целая делегация статусных артистов во главе с Иосифом Кобзоном. Скончался Козин в Магадане 19 декабря 1994 года. Ему шел 92 год. Сегодня в его квартире открыт музыкальный салон и музей певцаю

В 2013 году к 110-летию со дня рождения Вадима Алексеевича в магаданском сквере ему установили памятник. Скульптура изображает Вадима Козина, сидящего на скамье в пальто и валенках, с кошкой на руках, а рядом лежит папка со стихами.


Феликс Чуев. "140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина". — Москва: Родина, 2019. — С. 591. — 656 с.
"За что сидел самый популярный певец в СССР Вадим Козин". © Русская Семерка russian7.ru
Вадим Козин "Проклятое искусство" М.: Вагриус. 2005