Мошко́вский, Мориц

Биография

Мориц Мошко́вский - немецкий композитор, пианист и дирижёр польского происхождения.

Мошковский родился в богатой еврейской семье. Его родители переехали из Пилицы в Бреслау вскоре после рождения старшего сына — в будущем известного писателя-сатирика Александра Мошковского. Мориц рано проявил музыкальные способности и свои первые уроки музыки получил дома. В 1865 году семья переехала в Дрезден, где Мошковский поступил в консерваторию. Четыре года спустя он продолжил своё обучение в берлинской Консерватории Штерна у Эдуарда Франка (фортепиано) и Фридриха Киля (композиция), а затем — в Новой академии музыкального искусства Теодора Куллака. В возрасте 17 лет Мошковский принял предложение Куллака самому начать преподавание, и оставался на этой должности более 25 лет. В 1873 году он впервые выступил с сольным концертом в Берлине и довольно быстро прославился как виртуозный исполнитель. Мошковский также был хорошим скрипачом и иногда играл партию первой скрипки в оркестре академии. К этому же времени относятся его первые сочинения, среди которых наиболее известен Фортепианный концерт, впервые исполненный в Берлине в 1875 году и высоко оценённый Ференцем Листом.

В 1884 г. Мориц Мошковский женился на Анриетте Шаминад, сестре французской женщины-композитора Сесиль Шаминад. В браке родились сын Марсель (1887-1971) и дочь Сильвия (1889-1906).

В 1880-е годы из-за начавшегося нервного расстройства Мошковский почти прекратил свою пианистическую карьеру и сосредоточился на композиции. В 1885 году он по приглашению Королевского филармонического общества впервые посетил Англию, где выступил как дирижёр. В 1893 году он был избран членом Берлинской академии искусств, а четыре года спустя обосновался в Париже. В этот период Мошковский становится популярным композитором и востребованным преподавателем: среди его учеников - Войтех Гавронский, Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Хоакин Турина. В 1904 году по совету Андре Мессаже частные уроки оркестровки у Мошковского начал брать Томас Бичем.

С начала 1910-х годов интерес к музыке Мошковского стал постепенно снижаться. Смерть жены и дочери сильно подорвала его и без того расшатанное здоровье. Композитор начал вести жизнь затворника и окончательно перестал выступать. Последние годы жизни Мошковский провёл в бедности. В 1921 году один из его американских знакомых устроил в Карнеги-холле большой концерт в честь композитора, но, будучи тяжело болен, Мошковский не успел использовать вырученные деньги при жизни, - они пошли на его похороны.

Ранние оркестровые произведения Мошковского имели некоторый резонанс, но настоящую известность ему принесли сочинения для фортепиано - виртуозные пьесы, концертные этюды и другие произведения, вплоть до салонных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

В ранних сочинениях Мошковского прослеживается влияние Шопена, Мендельсона и, в особенности, Шумана, однако позднее композитор сформировал собственный стиль, который, не отличаясь особой оригинальностью, тем не менее, явно показывал тонкое авторское чувство инструмента и его возможностей. Игнаций Падеревский писал позднее: «Мошковский, быть может, лучше других композиторов, кроме Шопена, понимает, как надо сочинять для фортепиано». В течение многих лет произведения Мошковского были забыты, практически не исполнялись, и лишь в последние годы наблюдается возрождение интереса к творчеству композитора.

Произведения Мошковского изобилуют красивыми и очаровательно изящными мелодиями и яркими и привлекательными ритмами, совершенством формы и обрамления. Музыка Мошковского романтична по замыслу, она всегда движется в направлении мысли, задуманной композитором. Он одновременно плодовит и оригинален, его музыка всегда напрямую трогает и вызывает интерес слушателя. Отсюда его большая популярность.