Бернес М.Н.
Биография
Марк Наумович Бернес (Нейман) - популярнейший актер и певец. По праву считается символом своего времени. Его знали и любили практически все люди, жившие в СССР.
После окончания средней школы дальнейший путь Марка определили родители, отправив его в торгово-промышленное училище. Но в жизни юноши уже появился театр. Он уехал из города своей юности – Харькова и отправился покорять столицу. В его жизни были и ночевки на вокзале, и поиски работы любыми путями – брался за все, что приближало его к сцене. В 17 лет юношу приняли в массовку двух театров - Малого и Большого. Началась эпоха становления Бернеса как артиста.
В 1930 году Бернеса принимают в Московский драматический театр актером вспомогательного состава. В течение года Бернес играет небольшие роли в труппе актеров основного состава. В 1936 году в фильме Сергея Юткевича «Шахтёры» Бернес сыграл одну из главных ролей – инженера Красовского. Своим раскованным поведением перед камерой, ослепительной мужественной улыбкой, особенной «бернесовской» манерой общения с коллегами он покорил режиссера, а роль Кости Жигалева в следующей картине Юткевича «Человек с ружьём», дополненная песней Марка Наумовича, стала его визитной карточкой. Слова буквально за сутки написал второй режиссёр фильма Павел Арманд. Заткем Юткевич, которому затея пришлась по душе, договорился с композитором Шостаковичем, писавшим музыку для фильма, и тот включил мелодию песни в увертюру. В конце концов, она стала лейтмотивом всего фильма. В 1939 году Бернес записал её на пластинку: это была его первая грамзапись. Так с песней «Тучи над городом встали» Марк Бернес стал всенародно популярен. Следует заметить, что, по словам друзей и современников, эту песню он "организовал" для себя сам.
За свою жизнь Бернес снялся в 55 фильмах. В основном, исполнял роли положительных героев – военных. Его работа в кино была отмечена Государственной премией СССР в 1951 году, к 40-летию артиста. По мнению кинокритиков и рядовых зрителей, самым ярким и запоминающимся образом стал Аркадий Дзюбин из снятого в 1943 году фильма «Два бойца». Актёры Борис Андреев и Марк Бернес получили за свои роли боевые ордена Красной Звезды. Но самое главное достижение артиста - всенародно любимые шлягеры Никиты Богословского «Тёмная ночь» и «Шаланды». После этих песен многие композиторы стали писать песни для Бернеса: М. Блантер, Э. Колмановский, Я. Френкель, А. Эшпай... О нём говорили: «Единственный, кто может состязаться с Утёсовым в безголосии» и «Шансонье божьей милостью».
Однако карьера, как и сама жизнь актера, никогда не была безоблачной. Самым тяжелым был, наверное, 1958 год. В сентябре 1958 года вышли две статьи в разных советских газетах, которые пытались опорочить имя певца. Со стороны одной из них последовали «нападения» с целью показать песни Марка Наумовича слишком пошлыми, однако все обвинения были безосновательны и несправедливы. Вторая газета пыталась демонстрировать на основе фельетона "Звезда на "Волге" несоответствующее поведение народного артиста. Композитор Г. Свиридов опубликовал уничижительную статью в центральной прессе о безголосых певцах легкого жанра и их поведении. Характер Марка Бернеса, по свидетельствам его современников, действительно был непростой и противоречивый. Наверное, самую точную оценку дал ему его друг Зиновий Гердт: «Добрый – злой, умный – темный, честный – несправедливый, смелый – нерешительный, простодушный – хитрый, доверчивый – подозрительный, жесткий – сентиментальный, веселый – мрачный.… Эти исключающие друг друга эпитеты можно длить и длить, и все это будет верно».
На это Марк Наумович ответил исполнением двух противоречивых по характеру новых песен «Я люблю тебя, жизнь» и «Враги сожгли родную хату».
В 1955 году о Бернесе вышла тоненькая книжечка Е. Хандроса. Марк обрадовался, когда появился буклет «Марк Бернес» в серии «Актеры советского кино» с небольшим текстом его учителя, режиссера С. И. Юткевича. Там было много фотографий и кадров из фильмов с его участием. После этого Бернес мог рассылать это издание всем обожавшим его поклонникам: и молодым студентам из Франции, и офицерам, и солдатам советских воинских частей.
Зарубежные гастроли, концерты по стране приносили Марку Бернесу восторженные отзывы публики. Он сотрудничает с известными поэтами и композиторами России, режиссеры дают ему роли поющих персонажей. Песни «С чего начинается Родина», «Журавли», «Я спешу, извините меня», пожалуй, неполный перечень его последних песен.
8 июля 1969 года певец умер от рака легких. Он о хотел, чтобы на панихиде звучали не траурные марши, а его любимые песни: «Три года ты мне снилась…», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и «Журавли». Его желание было исполнено. Спустя несколько дней после смерти был издан указ о присвоении Бернесу звания Народного артиста Советского Союза, однако посмертно оно не могло быть присвоено. На прощание с артистом пришло огромное количество людей, которые любили его мягкий, добродушный голос и харизму, ценили его актерскую игру.