Падеревский, Игнаций

 

Никто из когда либо живших пианистов не имел столь удивительной карьеры, какую имел Игнаций Ян Падеревский. Талант исполнителя развивался сравнительно медленно, но когда он достиг полной зрелости, его обладатель покорил весь музыкальный мир и получил широкое признание. Публика Европы и Америки была ненасытна в желании услышать выдающегося пианиста. Его игра завораживала не только наиболее притязательных и разборчивых в музыке слушателей, но и тех, кто дотоле никогда не соприкасался с великим искусством.

Падеревский родился 18 ноября 1860 года в польской семье в деревне Куриловка, входившей на тот момент в состав Российской империи, а ныне являющейся частью Украины. Мать Игнация скончалась через несколько месяцев после рождения сына, а его отец был заключен в тюрьму из-за участия в Польском восстании 1863 года. Воспитанием ребенка занялась тетя. Через некоторое время отец был освобожден из-под ареста, женился во второй раз и вместе с семьей переехал в Судилков. С раннего детства Игнаций был увлечен музыкой. Первые уроки фортепиано он получил у частного преподавателя, однако, жизнь на изолированной ферме отца не позволяла осуществлять систематизированные уроки. В 12 лет юный музыкант отправился в Варшаву и поступил в институт музыки (ныне- Варшавская консерватория). До нашего времени дошли истории о том, как люди пытались отговорить только начавшего обучение Падеревского от его фортепианных амбиций. Ему даже советовали поменять пианино на тромбон, когда он присоединился к студенческому оркестру! «Ты неразумно тратишь свое время на фортепиано, это ничего не принесет тебе». Педагог по трубе говорил «С твоими хорошими губами и легкими, ты точно получишь место в оркестре в театре варьете». Другие советовали флейту. Иные же смеялись или даже сочувствовали - его руки маленькие, третий и четвертый пальцы практически равны по длине друг другу, большие пальцы короткие. Руки Падеревского по всем параметрам не походили на руки настоящего пианиста. Когда музыкант начал профессиональное обучение, то с трудом охватывал одну октаву. Но игра на инструменте была его страстью, и он стоически преодолевал все трудности ради обретения мастерства.

Первые уроки фортепиано в консерватории Падеревский получил у Сливинского, после он перешел под руководство Р. Штробля, И. Яноты, П. Шлёцера. Пианист был в хороших руках и состоял на хорошем счету не только у педагогов, но и директора консерватории, известного скрипача Апполинария Контского. Однако долгие годы отсутствия регулярных занятий до поступления неблагоприятно отразились на качестве исполнения произведений. Когда Падеревский отправился в свой первый концертный тур по России в 1876 году, его техника была все еще недостаточно хороша - пианист был вынужден импровизировать, чтобы заполнять сложные моменты в музыке, недоступные ему технически для исполнения. Падеревский окончил консерваторию в 1878 году и некоторое время занимался преподавательской деятельностью в Варшаве.

В1880 году пианист женится на Антонине Корсак. Женщина скончалась через год после свадьбы, не восстановившись после тяжелых родов; на руках у Падеревского остался сын.

В 1881 году Падеревский отправляется в Берлин и берет уроки по композиции у Фридриха Киля и оркестровке у Генриха Урбана. Случайная встреча в 1884 с известной польской актрисой Хеленой Модрежевской, стала судьбоносной для пианиста и сподвигла его вновь начать активную концертную деятельность, оставив преподавание. Услышав игру молодого музыканта, она решила, что музыкальная стезя – предназначение Игнация, и вызвалась оплатить его дальнейшее обучение.

Для совершенствования своего фортепианного навыка Падеревский отправился в Вену, чтобы брать уроки у Теодора Лещетицкого. Знакомство с выдающимся педагогом стало поворотным моментом в карьере пианиста. В 1884 году Лешетицкий принял Падеревского, 24-летнего и тогда еще малоизвестного музыканта. Впервые услышав игру Падеревского, известный музыкальный педагог сделал несколько шагов туда-обратно и сказал: «Ты мог стать великим пианистом – но уже поздно. Слишком поздно!»

И все же Лешетицкий решил принять вызов судьбы. Он переделал технику Падеревского, быстро распознав, что тот делал не так, и научив тому, как правильно играть. Он внушил Игнацию мысль о необходимости ежедневной эффективной практики - зачастую пианист прилагал для своего музыкального становления нечеловеческие усилия, занимаясь по 11 часов в день. Падеревский получил лишь 30 уроков у Лешетицкого на протяжении трех лет, но они стали ключевыми для его возрождения как пианиста. Он всецело приписывал свой мировой успех урокам Лешетицкого и глубоко почитал своего преподавателя.

Обучение Падеревского у Лешетицкого закончилось в 1887 году, и вскоре его имя стало известно по всему миру. Рост пианиста был настолько стремительным и блестящим, что все вопрошались вопросом – «Кто учитель этого пианиста?» Ответ был очевиден – Лешетицкий.. С этого момента к педагогу стали стекаться еще большие потоки студентов, желавших получить уроки прославленного педагога, сутками напролет околачивавших порог его дома в надежде получить хотя бы консультацию.

Игнаций Ян Падеревский дебютировал в 1887 год в Вене, после трех лет усердной учебы и преподавания в Страсбурге, позиции полученной благодаря помощи Лешетицкого. Последующие выступления (Париж в 1889 и Лондон в 1890 годах) также имели колоссальный успех. В 1891 он отправился на свои первые гастроли в США по приглашению компании Стэнвей. На протяжении этого турне 1891-1892 годов он совершил 117 концертов менее, чем за полгода. США стали для него вторым домом, где Падеревский впоследствии дал большое количество концертов.

В 1897 году пианист приобретает усадьбу в Швейцарии, неподалеку от города Морж, где проводит свободное от выступлений время. Спустя два года он женится на Елене Гурской. В 1913 году Падеревский переезжает в США.

К 1910 году относится начало музыкантом его активной политической деятельности. Он поддерживал идею о независимости Польши, и с началом первой мировой войны вернулся из США в Европу, где стал членом Польского национального комитета в Париже. Невероятная харизма пианиста способствовала успеху в делах Польши, а его дружба с президентом США Вудро Вильсоном имела большое влияние на будущее страны. В конце войны три державы, делившие Польшу между собой, распались, и она обрела самостоятельность. В январе 1919 года Игнаций Ян Падеревский становится премьер-министром Польши и подписывает Версальский мирный договор, обеспечивший возвращение стране ее территорий. Проведя недолгое время на этой должности, он подал в отставку в этом же году. Музыкант возглавлял польскую делегацию на Парижской мирной конференции в 1919-1920х годах. Окончательно разочаровавшись в перспективах развития своей страны, предлагаемые Антантой, в 1922 году он уходит из политики, вернувшись к музыке.

После долгого творческого перерыва, Падеревский выступает в Карнеги-холле, собрав аншлаг. Он дает серию концертов в городах США, после которых возвращается в свою усадьбу в Швейцарии. Однако, Майский переворот 1926 года под предводительством Пилсудского заставляет его вновь вернуться к политическим вопросам. Падеревский выступил против Санации, а в его усадьбе была подписана декларация членов оппозиции, названная «Моржский фронт».

В 1932 году на выступление Падеревского на Мэдисон-сквер-гарден пришло рекордное количество слушателей – 16 тысяч человек. Вырученные с этого концерта 50 тысяч долларов были отданы в помощь безработным музыкантам США.

В восьмидесятилетнем возрасте пианист вошел в состав польского правительства, находившегося в Лондоне. Он возродил свой Фонд, для обеспечения деньгами которого он вновь отправился в концертные туры по США. Во время одного из них пианист заболел пневмонией и скончался 29 июня 1941 года в Нью-Йорке.

География концертов Падеревского была необъятна, он был любим и почитаем повсюду, а каждый его концерт сопровождался аншлагом. В США у него был даже свой персональный железнодорожный вагон, в котором перевозились его инструменты. На нем он путешествовал во время гастрольных турне по городам страны. Пианист наиболее тяготел к исполнению сочинений Шопена и Листа, под его редакцией в 1935-1940х годах было издано полное собрание сочинений Шопена.

Несмотря на бесчисленные выступления, важную политическую деятельность и благотворительность, отнимавшие время от сочинения музыки, он оставил после себя 70 оркестровых, инструментальных и вокальных произведений. Падеревский включал в концерты многие из его собственных сочинений, например, Фортепианный концерт 1889 года и Фантазию на польские темы 1903 года. Также были известны его фортепианные миниатюры, особой популярностью среди которых пользовался Менуэт Соль-мажор (из цикла 6 концертных юморесок ор. 14). Падеревский написал оперу «Манру» – свою единственную оперу, представленную в театре Метрополитен, а также единственную поставленную здесь оперу на польском языке. Альфред Носсиг стал автором либретто, созданного по роману Юзефа Крашевского «Дом за деревней». «Манру» была начата в 1893 году году, завершил же ее Падеревский в 1901 году. Пианисту принадлежит сочинение крупной симонии длительностью 75 минут – Симфонии си-минор, или «Польской». Работы Падеревского были популярны в ХХ веке и входили в популярный оркестровый репертуар.