Стравинский И.Ф.
Биография
Игорь Федорович Стравинский, родился в России 17 июня 1882 в городке Ораниенбаум (ныне Ломоносов) недалеко от Санкт-Петербурга – скончался 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, США.
Композитор русского происхождения, чье творчество оказало революционное влияние на весь путь развития музыки XX века. Его сочинения считаются эталоном модернизма.
Игорь Стравинский был одним из эпохальных новаторов; ни один из композиторов минувшего столетия не оказал такого масштабного влияния на развитие музыкальных направлений, как это удавалось Стравинскому на протяжении его 70-летней творческой карьеры. Помимо чисто технических характеристик, таких как ритм и гармония, важнейшим отличительным признаком стиля Стравинского является переменчивость. Его раннее творчество созвучно духу русской музыки, а заканчивал он свою карьеру тяжелым, индивидуальным языком 12-тоновой композиции.
Хотя он и был сыном одного из ведущих басов Мариинского театра и пианистки, музыкальное образование Игоря Стравинского было таким же, как и у любого другого русского ребенка из обеспеченной семьи. Он поступил в университет на юридический факультет, начав при этом заниматься музыкой и брать частные уроки композиции и оркестровки у Николая Римского-Корсакова. В 1909 году «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» - два его произведения, написанные для симфонического оркестра – так понравились Сергею Дягилеву, что тот обратился к автору с предложением оркестровать, а позже - создавать балеты для «Русских сезонов» в Париже.
«Жар Птица» (1909-1910), «Петрушка» (1910-1911) и, в особенности, «Весна священная (1911-1913) – ранние балеты Игоря Федоровича - произвели огромное впечатление и на зрителей, и на критиков.
Годы войны семья Стравинского провела в Швейцарии, возвратившись во Францию лишь в 1920 году. Созданные им за это время пробные новаторские произведения, в особенности «Рэгтайм» и «Солдатская сказка», (1918) положили начало одному из наиболее значимых музыкальных направлений - неоклассицизму.
Написанные в стилистике неоклассицизма «Пульчинелла» (1919-1920), «Симфония псалмов» (1930) и «Похождения повесы» (1948-1951) - получили широкое распространение и оказали особое влияние на формирующуюся американскую композиторскую школу. К творчеству Игоря Стравинского относились как к модели для подражания. Он начинал гастролировать в качестве дирижера и, в меньшей степени, пианиста. В 30-е годы во время тура по Америке он написал несколько пьес для американской аудитории, «Дамбартон Окс» -- одна из них.
После смерти матери, жены и дочери в течение одного года, Стравинский эмигрировал в Соединенные Штаты. В 1940 он переехал в Калифорнию со своей второй женой. Его творчество между 1940 и 1950 годами представляет собой смешение стилей, но основано на русской и французской традициях. Взгляды Стравинского изменились после знакомства с Робертом Крафтом. Этот период жизни композитора характеризуется проявлением интереса к новым техникам, в частности, 12-тоновой композиции.
Необычная аранжировка гимна США, сделанная Стравинским в 1944 году, привела к его аресту и штрафу. Аудиозаписи его произведений, в основном, были сделаны в 50-60 годы. Советский Союз Игорь Федорович посетил с гастролями в 1962 году. Игорь Федорович работал до последних дней своей жизни. Похоронен в Италии.