24.05.2021
В музее «Собрание» прошла закрытая презентация векового филармонического органа
Впервые после многолетней реставрации в пространстве музея Давида Якобашвили «Собрание» зазвучал большой филармонический орган Welte Philarmonic Organ, произведенный в 1924 году. Этот редкий и необычный инструмент, которому практически сто лет, сочетает в себе самоиграющий и мануальный режимы. Музыкальным носителем в инструменте служит перфорированная лента.
Первая тематическая программа «Музыка старинных часов» была подготовлена музеем в сотрудничестве с фондом «Бельканто» и посвящена музыке, написанной специально для старинных часов, которых в музее насчитывается более шестисот. Эта коллекция представляет практически всю историю часового дела.
«Наша программа была подготовлена специально и для этого инструмента, и непосредственно связана с одной из наших любимых музейных коллекций – коллекцией старинных часов. Автор идеи этой концертной программы – основатель фонда «Бельканто» Татьяна Ланская, исполнитель – лауреат международных конкурсов Анастасия Сидельникова, автор исторических комментариев – Олеся Пелих. Это первый концерт, который мы проводим в партнерстве с фондом «Бельканто», и в наших планах целая серия подобных концертных программ», – рассказала «Московской правде» арт-директор «Собрания» Светлана Чураева.
Примечательно, что музыка для часов писалась специально, то есть мастер-часовщик не просто брал какую-то существующую мелодию, а обращался к профессиональным композиторам для создания эксклюзивных.
«У нас давно была идея создать детский проект «Музыка старинных часов», а точнее музыка, живущая в старинных часах. У многих великих композиторов, таких как Георг Фридрих Гендель, старший сын Баха (Вильгельм Фридеман Бах – прим. ред.), конечно Моцарт, Бетховен и Гайдн. Сохранились произведения, написанные ими для органного механизма, который был в часах. Практически все сочинения Моцарта, которые мы исполняем на органе – это произведения, написанные для часов. Его девять сочинений – словно органное наследие, которые звучат как полноценные произведения. Моцарт об этом мечтал. Орган в часах ограничен в своем тембровом проявлении, мы хотим рассказать об этом детям и взрослым – поделилась планами с «Московской правдой» оперная певица, глава фонда «Бельканто» Татьяна Ланская.
Реставрацией органа несколько лет занималась команда специалистов музея под руководством реставратора-коллекционера Томаса Рейка Йенсена из Германии. Органы данного типа производились только до конца 30-х годов прошлого столетия, и после Второй мировой войны практически перестали использоваться. И в итоге большинство из них были разобраны и уничтожены.
По счастливой случайности этот инструмент был разобран и хранился в чьем-то гараже, где и был забыт на долгие сорок лет. Годы хранения в неподходящих условиях нанесли значимый ущерб инструменту – понадобилась полная реставрация. В Швейцарии нашелся второй, практически идентичный орган, который также когда-то был разобран, оставлен в гараже на хранение и забыт. Однако в нем сохранились оригинальные запчасти, которых не доставало инструменту музея.
«Только представьте, здесь мы имеем около тысячи труб, и к каждой из них прилагается магнит, бумажный уплотнитель, несколько главных клапанов, несколько проводов, металлические диски-клапаны, несколько мембран, несколько вторичных клапанов, кожаный уплотнитель, пружинка и прочие детали», – рассказал мастер, восстановивший орган, Томас Йенсен. Он также подсчитал, что за последние годы реставрации через руки специалистов прошло огромное количество деталей и компонентов, среди них только регистровых составляющих – 25 тысяч единиц.
Реставрация проходила в сотрудничестве с московской исполнительницей органной музыки Анастасией Сидельниковой, которая, играя на инструменте, помогала мастеру выявить недочеты и погрешности.
«Инструмент изумительный! Томас Йенсен очень профессионально отреставрировал, конечно, есть еще над чем поработать, потому что инструмент сложный: помимо механики есть еще электрика, – большой фронт работы. Самый старый орган, на котором мне довелось играть, это орган XVI века в Голландии. Несмотря на то, что этот инструмент помоложе, его тоже можно считать историческим. Каждый орган представляет собой определенную историческую эпоху, это штучный товар, который создается одним мастером, придумывающим всю концепцию», – говорит Анастасия Сидельникова.
Инаугурационный фестиваль органа планируется провести этой осенью. Тогда уже и гости музея смогут послушать, как звучит вековой орган.
Ссылка на публикацию http://mospravda.ru/2021/05/24/200981/