28.03.2020
Руководители главных московских музеев о том, кто переживет карантин, а кто — нет
Яна Жиляева Forbes Staff, Елена Бедуш Forbes Contributor
Третьяковская галерея, ГМИИ им Пушкина, музей «Собрание» Давида Якобашвили, Центр фотографии им братьев Люмьер, Музей Москвы, — Forbes Life поговорил в директорами и владельцами крупнейших государственных и частных музеев Москвы, о том, как они переживают кризис, связанный с пандемией нового коронавируса
Что происходит в музеях в тот момент, когда они закрыты для посетителей, можно ли заработать на онлайн-трансляциях и будет ли когда-нибудь наша культурная жизнь такой же насыщенной как всего лишь месяц назад, Forbes Life спросил у руководителей крупнейших государственных и частных музеев.
Давид Якобашвили, основатель музея «Собрание»:
Как живет музей во время карантина?
Работа кипит. Музей сосредоточился на реставрационных работах и на подготовке онлайн-проектов. Делаем аудиоподборки, видеоэкскурсии, пополняем нашу энциклопедию мастеров.
На сайте теперь можно посмотреть видео наших лекций. Это очень востребованный формат сегодня, планируем его развивать. Готовим лекции-вебинары. Первую планируем провести в день рождения ювелира Рене Лалика, 6 апреля.
В музее открылась музыкальная комната, где музыковеды разбирают старинные записи, сделанные на самых разных носителях, а наша коллекция старинных механических музыкальных инструментов позволяет эти записи воспроизводить. Недавно обнаружили запись Рахманинова, сделанную в Америке, на перфорированной ленте, нам удалось воспроизвести ее звучание. Сейчас запись можно послушать в нашей онлайн-фонотеке.
Какая сейчас главная проблема?
Обидно, что нам пришлось отменить все экскурсии, что люди не могут сейчас приходить в музей. У нас бесплатный вход, музей — благотворительный проект. Но мы платим налоги такие же, как будто бы на месте музея стоит свечной заводик.
Из-за коронавируса была отменена наша встреча с министром культуры Франции. Как только я сообщил, что хочу создать музей в Монако, местные власти сами предложили всяческую поддержку, в том числе значительные налоговые льготы. У нас в России, к сожалению, частные музеи платят налоги наравне с коммерческими предприятиями.
Что будет с выставками? Вы уже скорректировали планы на лето? Ваши прогнозы?
Размер нашей коллекции — более 20 000 экспонатов — позволяет нам провести десять-пятнадцать выставок только из нашего собрания. Так что коронавирус на наши выставочные планы никак не подействовал.
Сейчас мы заканчиваем работу над книгой, посвященной истории ювелирной фирмы «Ф. А. Лорие» и фабрике по производству золотых и серебряных изделий Егора Черятова. Работы ювелира Черятова, в основном столовые приборы и серебряную посуду охотно приобретали и фирма «Лорие», и московское отделение фирмы «Фаберже». В работе над книгой нам помогает специалист по русскому ювелирному искусству конца XIX-начала XX века Валентин Скурлов.
Как только будет готова книга, откроем выставку. Следом на очереди — ювелирная фирма «Сазиков» купца Павла Сазикова, ювелирный торговый дом «К.Э. Болин», «Фаберже» (у нас около 1000 предметов) и «Никольс и Плинке».
На очереди — книга о табакерках. В нашем собрании — 850 предметов от XVII века до начала XX из России, европейских стран, Мексики, Америки. Думаю, что новый музей в Монако откроем выставкой табакерок.
Как восприняли чрезвычайные меры сотрудники? Все ли сохранят свои рабочие места после карантина?
Увольнений и сокращений мы не планируем. Для меня причиной увольнения сотрудника может быть только его равнодушие к музею, к коллекции. Я не часто бываю в музее, но, если вижу такое отношение к делу, конечно, реагирую.
Скучаете ли вы по своей коллекции, по музею?
Скучать мне некогда. Я и так буквально живу в музее, – вокруг меня коллекция из 15000 экспонатов. Планирую открыть музей в Монако, уже есть макет будущего здания с 2000 кв. м выставочных площадей.
Какую поддержку вы ждете от правительства?
Ослабления налогового бремени. Понимания, что музей — благотворительный, а не коммерческий проект.