27.07.2018

Застывшая музыка времени

Одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения собрана известным российским коллекционером и предпринимателем, президентом компании «Орион Наследие», вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Давидом Якобашвили и представлена в построенном им же здании на Солянке, у Яузских Ворот. 18 лет ушло на формирование ценнейшего художественного фонда, подбор и реставрацию экспонатов, проектирование и строительство здания музея.


Искушенная публика, не­устанно, по-детски восторгаясь, бродила по четырём экспозиционным этажам уникального здания, не в силах охватить более 20 тысяч экспонатов редкого музейного фонда, вместившего в себя предметы искусства (старейшие из которых датируются XIV веком) – музыкальные инструменты и механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, поющие птички, огромные органы и оркестрионы, шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, автоматоны, разнообразные аудионосители, включая восковые валики для фонографов, граммофонные пластинки начала ХХ века из шеллака, бумажные перфорированные и металлические диски и более современные виниловые пластинки.

В разделе декоративно-­прикладного искусства – русское (начиная со времени правления императрицы Елизаветы Петровны) и западноевропейское художественное стекло и керамика, художественный металл (работы мастеров Фаберже, Болина, Рюккерта, Сазикова, Овчинникова, братьев Грачёвых), скульптурные произведения мастеров-камнерезов разных стран.

Отдельный раздел посвятили русской эмали, в нём собраны произведения конца XVII –
начала XX века, представляющие разнообразную технику эмали: выемчатую, перегородчатую, расписную, витражную. В разделе ювелирного искусства – украшения, драгоценные табакерки и портсигары. Особый раздел коллекции, вызывающий наибольший интерес и эстетическое наслаждение, – часы (всего их более восьмисот).

В музее создан собственный реставрационный центр, собрана команда специалистов, поскольку бóльшая часть экспонатов нуждается в восстановлении, также есть студии фото-, видео- и аудиозаписи.

Отправной точкой в истории созданиия музея Давид Якобашвили называет своё знакомство со шведским бизнесменом Биллом Линдвалем, увлечённым коллекцио­нированием старинных механических инструментов. Встретившись в начале 90-х по делам бизнеса, они стали хорошими друзьями. В коллекции музыкальной механики Линдваля, которую он собирал более 40 лет, было около 460 предметов. Иногда в хорошую погоду Билл выходил на городскую площадь в Стокгольме и с удовольствием крутил ручку переносного органчика, радуя горожан звуками старинных мелодий. В 2000 году, когда он почувствовал, что серьёзно болен, предложил своему другу купить его коллекцию и сделать музей. Линдваль опасался, что дети рано или поздно распродадут ценную коллекцию по частям, поэтому хотел передать её в руки человека, который сможет продолжить его дело. И не ошибся. После приобретения коллекции Якобашвили начинает период активного собирательства и поиска новых интересных арт-объектов и перевозит их в Россию.

Только что большая экспозиция вернулась с Дней российской культуры во Франции. Но на этом глава «Собрания» не останавливается. Он и его сын Михаил готовятся к открытию постоянной музейной экспозиции в Сочи.

На вопрос, каковы планы музея, как будет построена его работа, Давид Якобашвили рассказал о музыкальных вечерах, поскольку в собрании музея огромный объём музыкальных аппаратов, записей, роллов, цилиндров, пластинок. Важное направление – прикладное, для подрастающего поколения – обучение работе с техникой. «Мне бы хотелось, чтобы музей имел просветительскую функцию. Будем рассказывать, как создавались механизмы, как они работают. Как возникает звук, как работают мехи, которые подают воздух в механизм, какие задействованы каналы и трубы. Возможно, будем обучать профессиям мастеров по ремонту часов, механизмов, столярному делу. Планируем образовательные программы, лекции, мастер-классы. Будем делать золочение, работать с металлами, проводить столярные работы, восстанавливать механизмы и внешний вид».

Ожидается, что для широкой публики музей откроется до конца 2018 года. Пока создатели обещают сделать вход бесплатным, но по предварительной записи, «чтобы было понятно, кто приходит», – подчёркивает Давид Михайлович.

Ирина Горюнова,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор МГУ
Материал полностью на сайте ЛГ