С 6 марта по 20 июня в зоне центрального атриума музея "Собрания" проходила выставка "Новые поступления", знакомящая зрителя с таким важным направлением музейной деятельности как пополнение и комплектование фондов.
На данный момент с экспонатами выставки можно ознакомиться на тематических экскурсиях.
Фоторепортаж
5 марта в Музее «Собрания» состоялся предпоказ весенней выставки «Новые поступления». Гости выставки высоко оценили работу музея и его вклад в возвращение и хранение культурного наследия России, а также открытость коллекции для посетителей. С приветственным словом на предпоказе выступили друзья и партнеры Музея «Собрание»: заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк Андрей Гилодо; известный коллекционер Константин Жеромский; ведущий научный сотрудник-хранитель Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян, профессор МГХПА им. С. Г. Строганова Кирилл Гаврилин.
читатьГилодо Андрей Акимович, Искусствовед, историк, эксперт, заслуженный работник культуры РФ, Советник директора по комплектованию фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
«Выставка дает очень наглядное, образное и эмоциональное представление, о том, что является предметом искусства в декоративно-прикладном искусстве. Сотрудники музея очень внимательно и очень серьезно относятся к тому, чем занимаются, и результаты видны на этой выставке, а также на большой экспозиции».
Мунтян Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник-хранитель научно-хранительского отдела «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля.
«Музей Собрание удивительная точка на культурной карте Москвы. Для музея главным направлением деятельности является комплектование. Казалось бы, прекрасный музей, продуманная экспозиция, множество экспонатов. Но люди не останавливаются и продолжают пополнять коллекцию. Потому что любой предмет представляет огромный интерес».
Журомский Константин, коллекционер Галерея «Кабинет»
«Давид Михайлович идею частного коллекционирования в музее довел до абсолюта…. Время уничтожает вещи, а мы, коллекционеры и Давид Михайлович, являемся хранителями времени. Мы, каждый по отдельности, сохраняем осколки прошлого, и благодаря этому предметы остаются в вечности. По ним можно представить картину ушедшего времени.
Встречи в музее Собрание изумительно глобальны. Давид Михайлович для многих коллекционеров – образец для подражания. Многие коллекционеры – интроверты и не показывают коллекции широкой публике. Давид Михайлович дает прекрасный пример открытости коллекции и даже сотрудничества с другими музеями, в том числе государственными. Считаю, что частных коллекционеров нужно ценить».
Кирилл Николаевич Гаврилин, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук, профессор Московской Государственной Художественно-Промышленной Академии имени С.Г. Строганова
«Большая честь присутствовать на выставке музея Давида Михайловича и Михаила Давидовича – в одном из лучших частных музеев Москвы. Огромная благодарность коллективу музея – он небольшой, но очень сильный. Я сам в прошлом музейный работник и в состоянии оценить потенциал этого музея. Экспозиционеры, научные сотрудники, исследователи, экскурсоводы. Все это делает музей прекрасным партнером крупнейших музеев нашей столицы и регионов России. Нам очень интересно и важно сотрудничать с вами не только в области музейно-выставочных проектов, но и в области образования. Нам – 200 лет. И мы рады, что в музее большая часть коллекции посвящена истории Императорского строгановского училища, а также фирм Овчинникова, Фаберже и других, где работали строгановцы в период правления Николая II. От всей души поздравляю с открытием новой выставки. Огромное спасибо не только как от ректора строгановской Академии, но и от имени студенчества за преемственную линию, которую вы нам дарите».
Новые поступления
середина XIX - начало XX вв.
Для экспонирования были отобраны предметы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XIX-XX вв., обогатившие фонды художественного серебра, стекла и керамики.
читатьСамые ранние из представленных предметов русского прикладного искусства - шкатулка и ваза, увенчанные литыми фигурками путти. Они относятся к первой трети XIX столетия, к стилю ампир, и демонстрируют типичное для этого направления сочетание стекла с деталями из патинированной бронзы. 1840-ми годами датируются изделия одной из старейших ювелирных петербургских фирм «Никольс и Плинке». Это выполненное в «русском стиле», в так называемой «имитационной» технике блюдо для трюфелей, а также оригинальные предметы чайного сервиза — «трансформера», в котором съёмные не только крышки, но и ручки. Разнообразные направления стиля историзм представлены изделиями стекольных заводов 1850-1880-х годов. Парные графины из прозрачного бесцветного стекла с кобальтовым подцветом, украшенные эмалевой росписью в стиле «второго рококо», демонстрируют продукцию завода Бахметевых — одного из крупных частных стекольных заводов России. Великолепные вазы голубого глушёного стекла, выполненные в «восточном стиле» в период правления императора Александра II и являющиеся поистине ценным приобретением музея, отражают деятельность Императорского стеклянного завода (ИСЗ) 1860-1870-х гг. То же можно сказать и о сулее 1864 г., образцом для которой послужил китайский фарфоровый сосуд царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного, опубликованный в труде академика Ф.Г. Солнцева «Древности Российского государства». 1880-ми годами датируется декоративная тарелка с полихромным изображением двуглавого орла, выполненная мастерами ИСЗ в «венецианском» стиле. Более ранние предметы предприятия представлены икорницами 1840-1850-х гг., исполненными из многослойного цветного стекла, производство которого освоили во второй четверти XIX в., и уранового, появившегося на заводе в 1830-1840-е гг. Интересными являются выполненные в XIX в. кружка бесцветного стекла с «рубиновым» нацветом (ИСЗ), а также парные вазы для одного цветка (Россия?), сочетающие в себе бесцветное стекло с нацветом, бронзу и эмаль по гильошировке. Последняя треть XIX – начало XX вв. представлена различными изделиями ювелирных фирм. Так, уже имеющуюся в собрании музея коллекцию работ фирмы К. Фаберже дополнили два чайника 1908-1917 гг., исполненные мастерами её московского отделения. Особой оригинальностью отличается набалдашник для трости, выполненный в неорусском стиле в виде сказочного персонажа, удерживающего птицу. Набалдашник также был выполнен в московском отделении фирмы в период 1908-1917 гг. Петербургскому мастеру А.Ф. Петрову принадлежит декорированная полихромными эмалями чарка последней трети XIX в. Его мастерская, работавшая с различными видами эмалей, славилась высоким качеством работ и сотрудничала с фирмами Грачева и К. Фаберже. Данный предмет пополнил имеющуюся небольшую, но ценную коллекцию произведений этой мастерской. Представленный на выставке портсигар в классическом стиле, выполненный в период 1908-1917 гг., является образцом изделий знаменитой киевской фабрики И. Маршака. Работы данного предприятия, конкурировавшего с фирмой К.Фаберже, в настоящее время редки ввиду небольшого количества сохранившихся предметов, представленных в различных музейных собраниях, как правило, в единичных экземплярах. К произведениям московской мастерской И.Ф. Тараброва, изделий которой сохранилось значительно меньше, чем работ ювелирной мастерской его брата Н.Ф. Тараброва, относятся парные вазочки, дополнившие коллекцию «хрусталя в серебре». Восполняя лакуны, музею удалось пополнить коллекцию художественного серебра предметами московской мастерской накладного серебра С.М. Иконникова (икорница 1850-х гг.) и петербургской мастерской серебряных изделий Н.Д. Яничкина (ковш миниатюрный 1888-1895 гг.), чьи произведения в собрании ранее представлены не были. Европейское прикладное искусство на выставке представлено несколькими предметами, выполненными в середине-второй половине XIX – начале XX вв. Это выдержанные в стиле историзм кубок из стекла «медный рубин» и кружки с фантазийными крышками, напоминающими корону; декорированный чертополохом и ирисами графин в стиле модерн; туалетная коробка мануфактуры Братьев Дом из цветного многослойного стекла, дополняющая коллекцию стекла в «стиле Галле». Особо следует выделить вазу из горного хрусталя начала XX в., исполненную специально для московского отделения Торгового дома «Бушерон», поставлявшего свои изделия российскому императорскому двору, и являющейся редкостью. Так же интересен представленный на выставке фаянсовый кувшин первой трети XIX столетия, вероятнее всего, английского производства. Кувшин декорирован изображениями казаков, образцами для которых послужили две гравюры 1813 г. неизвестного английского гравёра, выполненные по рисунку художника А.О. Орловского и изданные в Лондоне. Предмет прекрасно дополняет имеющую в собрании коллекцию работ художника. Таким образом, данная выставка, приуроченная ко дню весны, не только впервые знакомит зрителей с рядом ценных в научном и художественном отношении экспонатов, но является своеобразным творческим отчётом о работе музея в области исследования и поиска новых произведений.
Видео-гид
6 марта в музее «Собрание» открылась весенняя выставка «Новые поступления», знакомящая зрителя с таким важным направлением музейной деятельности как пополнение и комплектование фондов. Для экспонирования были отобраны предметы русского и западноевропейского искусства