75
ЛЕТ ВЕЛИКОЙ
ПОБЕДЫ
К 75-летию Великой Победы музей «Собрание» подготовил выставку произведений скульптуры второй половины 1940-1960х гг., посвящённой событиям Великой Отечественной войны
Победа советского народа, отстоявшего свою страну и освободившего Европу от фашистского ига, находит свое естественное выражение в монументальных произведениях скульптуры послевоенных лет. Именно этому виду искусства, как никакому другому, предназначалось увековечить в каменных и бронзовых монументах память о войне и ее героях. На протяжении второй половины 1940-1960х годов на территории Советского Союза не только возводятся грандиозные мемориальные комплексы и ансамбли-памятники, посвященные подвигу народа и воплощающие идею Победы и Славы, но в большом количестве устанавливаются более камерные скульптурные композиции, стремящиеся зафиксировать образы героев и события недавнего прошлого.

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4–11 февраля 1945) — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском (Белом) дворце в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты (Крымская АССР, РСФСР, СССР). Ялтинская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений вновь показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Это была одна из последних конференций доатомной эпохи. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на восток и запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов.

Ялтинская конференция 4-11 февраля 1945 года

Под непосредственным впечатлением от встречи лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции в Ялте 4-11 февраля 1945 года художником-скульптором Александром Грубе была выполнена работа «Сталин, Рузвельт и Черчилль». Композиция, созданная в 1945 году по одной из многочисленных фотографий тех лет и изображающая сидящих в кресле союзников, является эскизом к так и не осуществленному памятнику.

слушать о А. Грубе
читать

Грубе Александр Васильевич родился 1 Сентября 1894 г. в д. Григорьевка Башкирской АССР. Член Белорусского Союза художников Закончив университет в Санкт-Петербурге, посещал занятия в скульптурном классе Академии художеств в Ленинграде, где учились Г.А.Щульц и Манизер. Председатель Правления Союза художников БССР (1942-1944 гг.). Заслуженный художник Белорусской ССР, Народный художник Белорусской ССР (звание присвоено в 1944 году).
С 1945 г. работал в Москве. Лауреат на соискание Сталинской премии в области искусства.
С 1945 года работает в Москве. Сначала в мастерской у Ячеистова, погибшего на войне, рядом с Кафедральным собором на Елоховской улице. Затем на Масловке в мастерской Ватагина, где ему выделили небольшое помещение. Далее в мастерской Манизера, после его смерти, в доме №1. С 1952 года после постройки дома №3 получает в нем скульптурную мастерскую, где и работал до конца своих дней. Умер А.В. Грубе 4 октября 1980 г.
Создал серию графических листов (1965-1975 гг., картон, сангина). Произведения Грубе яркие и самобытные, отличаются оригинальностью и выразительностью пластичной формы, эмоциональностью, глубоким проникновением в народные традиции с очень уважительным изучением достижений современной скульптуры. Грубе оставил значительный след в истории белорусской скульптуры 1920-1930-х гг.).

Грубе А.В., “В. Черчилль, Ф. Рузвельт и И. Сталин” 1945 г., бронза
Слушать о Мамаевом кургане

Мамаев курган

Мамаев Курган Скульптура «Стоять насмерть», уменьшенная модель которой находится в коллекции музея, является композиционным центром одноимённой площади грандиозного мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, символизирующей самый трудный период Сталинградской битвы. Ансамбль площади был сооружен в 1959–1967 гг. в рамках строительства комплекса, осуществлённого по проекту скульптора Е. В. Вучетича. Центральную часть пространства вымощенной гранитом площади в 4,22 тыс. кв.м. занимает круглый бассейн диаметром 35,2 м., символизирующий Волгу. В его центре - фигура русского воина-богатыря высотой 16,5 м., как бы вросшего в волжский берег. Правая рука солдата сжимает гранату, а левая держит автомат. Родная земля и вода дают ему силы в противостоянии с врагом. На бетонной глыбе надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!» - выписки из приказа № 227, которые появились в самый тяжелый период Сталинградской битвы.
По замыслу Е. В. Вучетича, скульптура вырастающего из земли защитника отечества как бы превращается в несокрушимую скалу, бастион на пути врага. Она расположена так, что своей спиной прикрывает монумент «Родина-Мать», стоящий в отдалении.
Считается, что авторы памятника придали лицу воина черты маршала Советского Союза, командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова.

Мамаев КурганСтоять насмерть


Строительство мемориала началось в 1959 г. и велось 8 лет. 15 октября 1967 г. он был торжественно открыт. Создавая его, авторы стремились воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить; ощутить на себе атмосферу боевых действий великой битвы на Волге, дать возможность современнику почувствовать себя участником Сталинградской битвы.
Мемориальный комплекс представляет собой ряд архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала, центром которой является скульптура «Родина-мать зовет!», господствующая над городом (по первоначальному проекту холм должна была венчать двухфигурная композиция: Родина-мать со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени и целующий колосья. Потом авторский замысел изменился. Ведь несмотря на то, что победа под Сталинградом знаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, до окончательной победы было еще далеко). Скульптор Евгений Вучетич так говорил о своей работе: «Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание ансамбля». Эта идея пронизывает все составляющие мемориального комплекса: площадь «Стоять насмерть», Стены-руины, Площадь Героев, Зал Воинской Славы, Площадь Скорби и, наконец, главный монумент – скульптуру «Родина-мать зовет!».


Вучетич Е.В, модель памятника “Стоять насмерть.”, 1957 г., бронза

Вучетич
Евгений Викторович
1908 - 1974

Советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств СССР в 1970—1974 гг. Участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке. Учился в художественной школе в Ростове-на-Дону (1926–30), в Институте пролетарского изобразительного искусства – ИЖСА в Ленинграде (1931–33) у А. Т. Матвеева. С 1935 жил в Москве. В 1941–43 был на фронте, где получил контузию. Евгений Викторович
Евгений Викторович Член Студии военных художников им. М. Б. Грекова (с 1943). Будучи одной из главных фигур официального советского монументализма 1940–1960-х гг., в своём творчестве с драматичным пафосом раскрывал тему подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Талант Вучетича также проявился в портретном жанре. Его авторству принадлежат бюсты В. И. Ленина, И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Награждён 2 орденами Ленина.


Молодая гвардия

На протяжении 1950-1960-х годов в местах боёв, трагических событий и захоронений сооружаются небольшие монументы «памяти». Таким является представленная на выставке уменьшенная копия (эскизный вариант?) городского памятника «Молодогвардейцы» (скульпторы В.И. Агибалов, В.И. Мухин), сооруженного в 1951-1954 гг. в г. Краснодоне Луганской области (Украина) в память о подвиге комсомольцев-подпольщиков. Боевые группы подпольной молодежной комсомольской антифашистской организации «Молодая гвардия», созданной в 1942 г. и просуществовавшей всего три месяца, проводили нападения на немецкие автоколонны, изготавливали и распространяли антифашистские листовки, освободили из концлагеря семьдесят военнопленных, сожгли трудовую биржу со списками более двух тысяч людей, предполагаемых к вывозу в Германию.


Мужество и героизм молодых подпольщиков, возраст которых в большинстве случаев не превышал 19 лет, получил широкую известность; их подвиг вызвал большой подъем патриотизма в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками
Мухин В. И., Агибалов В. И.
Модель памятника “Молодогвардейцы”
Конец 1940-х - начало 1950-х гг. (период с 1948 по 1951 г.), бронза

ВИКТОР ИВАНОВИЧ МУХИН
(1914-1977)

Советский скульптор из Луганска. Член НСХУ с 1946 Родился он 28 сентября 1914 года, в Горловке (ранее с. Зайцево). После окончания школы, поступил в Киевский художественный институт, который с отличием закончил в 1938 году. В преддверии Великой Отечественной войны, Виктор Мухин переехал в Луганск (в то время Ворошиловград), где и прожил всю свою жизнь. Виктор Иванович Мухин работал в Луганском художественном училище, возглавлял областной союз художников и естественно занимался творческой деятельностью. После завершения войны Мухин возглавил группу скульпторов, которые начали работать над культовым памятником Луганщины — памятником «Молодой Гвардии».

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ АГИБАЛОВ
(1913-2002)

Советский и украинский скульптор, педагог. Народный художник УССР (1978). Учился на рабфаке при Киевском художественном институте (1932—1933), в Харьковском художественном техникуме, затем в Харьковском художественном институте (1934—1942) по классу профессора Л. А. Блох. Член ХО СХУ с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны. Преподавал в Ворошиловградском художественном училище (1944—1949), затем в родном институте в Харькове (1949—1954). Работал на Харьковской скульптурной фабрике Художественного фонда СХ УССР. Участник республиканских, всесоюзных, международных выставок с 1942 года.


Многофигурная скульптурная композиция с изображением наиболее известных и активных членов штаба подпольщиков была установлена в центре города на том месте, где в марте 1943 г. состоялось захоронение героев-комсомольцев в братской могиле. В центре композиции - Олег Кошевой, справа и слева от него - Сергей Тюленин и Иван Земнухов, чуть ниже - фигуры Любови Шевцовой и Ульяны Громовой. По своим художественно-стилистическим и технологическим особенностям представленную работу следует датировать концом 1940-х-началом 1950-х гг. и отнести к редкой отливке репрезентативного, показательно-выставочного характера, выполненной, возможно, в контексте общесоюзного конкурса на сооружение в Краснодоне городского памятника.

  • Сергей Тюленин
  • Любовь Шевцова
  • Иван Земнухов
  • Ульяна Громова
  • Олег Кошевой


Солдат-Освободитель

Одним из распространённых и любимых образов в творчестве советских скульпторов послевоенных лет был образ Солдата-победителя. Чаще всего обобщённый, но всегда приподнятый, героический и жизнеутверждающий. К данной теме не раз обращался скульптор С.С. Андрейченко, чьи работы также представлены на выставке. Как по-разному решены две созданные им фигуры солдата – освободителя Родины: статичная с поднятым оружием, и более динамичная с флагом. Не исключено, что данные станковые произведения могли являться эскизами памятника Солдату-освободителю.

слушать о С.С. Андрейченко
читать

Семён Семёнович Андрейченко - советский и украинский художник-скульптор. Родился 22 мая 1919 г. в с. Софиевка Екатеринославской губернии (теперь - Днепропетровская область). Окончил Киевский художественный институт (класс М. Лысенко, О. Олейник). Член Союза художников СССР (1960). Участник Великой Отечественной войны. За мужество и героизм в апреле-мае 1945 года был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Работал в области декоративной, станковой и монументальной скульптуры. Автор памятников В.И Ленину (1959) на площади у Дарницкого вагоноремонтного завода в Киеве (в феврале 2014 г. демонтирован), Вечной Славы в Верхнеднепровске (1968), монумента погибшим врачам в Киеве (1984).

Андрейченко С.С., “Солдат-победитель”, 1968 г., бронза
Андрейченко С.С., “Солдат-победитель”, 1968 г., бронза
Слушать песни военных лет
из коллекции музея Собрание

При создании страницы была использована информация следующих ресурсов: www.molodguard.ru, ru.wikipedia.org, art-gallery.su, stalingrad-battle.ru, souzveche.ru, knowledge.su