28.09.2024

Звезды джаза: Джон Колтрейн

«Знаете, я хотел быть силой добра, выступать
против сил зла, сил, которые приносят людям
и обществу в целом беду. А я стремился быть
проводником всеобщего добра.»
Джон Колтрейн


Саксофонист Джон Уильям Колтрейн (John William Coltrane) также известный как Трейн (англ. Trane) – музыкант, без которого современная импровизационная музыка была бы совершенно иной. Колтрейн поднял технику игры на тенор-саксофоне на небывалый уровень. Он был фанатично увлечен восточной философией, физикой Эйнштейна и пытался применить средневековые алхимические формулы к музыке.

Подборка музыкальных композиций в исполнении Джона Колтрейна – в Фонотеке музея.

Джон Уильям Колтрейн родился 23 сентября 1926 г. в городке Хэмлит в штате Северная Каролина. Отец Джона был портным. Он хорошо играл на скрипке, гавайской гитаре и кларнете. Мать Джона тоже была музыкальна – она играла на пианино и пела. В 1939 году, когда Джону было 13 лет, умер его дед — пастор Уильям Блэйр, а через месяц неожиданно умер от рака отец. Мать Джона в поисках заработка, уехала в Атлантик-Сити, а Джон остался в одиночестве заканчивать школу.

Впервые Джон начал играть в любительском детском оркестре при церкви Св. Стефана осенью 1939 г. Первым инструментом, на котором Джона научился играть, стал альтгорн. Вскоре юноша переключился на кларнет и стал первым кларнетистом школьного оркестра. В 1943 году Джон поступил в музыкальную школу Орнстайна (Ornstein School of Music) в Филадельфии, где он проучился около года – обучался игре на саксофоне, и в это же время работал на заводе, где производили сахар рафинад.

В городе было множество джаз-клубов. Большие свинговые оркестры были очень популярны, и в них играли замечательные музыканты. Но молодые музыканты стремились освоить радикально новую музыку, которая родилась в начале сороковых годов в Нью-Йорке, в гарлемском клубе «Minton’s Playhouse», и получила название бибоп. Создали эту музыку пианист Телониус Монк, трубач Диззи Гиллеспи и альт-саксофонист Чарли Паркер. В 1945 году Джон, услышав выступление Паркера, был покорен его стилем и мастерством исполнения. Занятия джазом пришлось отложить из-за службы в армии с 1945 по 1946 годы. По окончании службы Колтрейн вернулся в Филадельфию и недолго играл в оркестре Джо Уэбба. Играл он на альт–саксофоне.

1949 год ознаменовался для Колтрейна присоединением к оркестру Диззи Гиллеспи. Саксофонист записал свою первую сольную композицию «We Love to Boogie» (1951). С 1955 до 1957 Колтрейн выступал в квинтете Майлза Дэвиса. В том же, 1957 году, он выпустил свой первый сольный альбом, названный «Coltrane». В начале 60-х годов вышел первый альбом Колтрейна, состоящий целиком из его собственных композиций — «Giant Steps». Колтрейн в эпоху хард-бопа показал миру концептуально иной подход. Переходя из оркестра в оркестр, Колтрейн прошел путь от классического джаза до совершенно нового звучания. В итоге Джон пришел к модальному джазу. Образно говоря, от Дюка Эллингтона – к Телониусу Монку. Ему всегда помогала его вера. Не какая-то конкретная – Джон верил в единство всех религий, искал безусловной духовности.

Культовой для любителей джаза пластинкой Колтрейна стала «Love Supreme», записанная в 1964 году и изданная в 1965. У музыканта был уникальный подход к джазовой музыке – религиозный. Свое отношение к джазу он и воплотил в этом альбоме – для него это была не просто работа или увлечение. Творчество и вера были его спасением в трудные минуты жизни.

Запись «Love Supreme» была сделана всего за один день, 9 декабря 1964, несмотря на то, что впервые в практике Колтрейна в ней были применены наложения звука (его голос, повторяющий слова «Love Supreme» – «Любовь всевышняя» звучал поверх его же саксофона). В январе 1965 пластинка уже появилась на прилавках магазинов по всей Америке. Продолжительность звучания треков альбома — всего 33 минуты, тем не менее, это одна из самых важных и глубоких по смыслу работ в истории джаза. Кроме того, это самая продаваемая работа Джона Колтрейна: уже к 1970 году, всего за пять лет, продажи альбома по всему миру превысили 500 000 экземпляров. Альбом стал широко известен далеко за пределами джазового сообщества, а в «эпоху хиппи» конца 60-х — начала 70-х годов, стал своего рода моделью для множества других работ и в джазе, и затем в рок-музыке.

60-е годы принесли Колтрейну невероятный успех. Виртуозное исполнение и новаторские идеи поставили его в один ряд с выдающимися современниками. В это же время был чрезвычайно популярен созданный им «John Coltrane’s Quartet», чьи джазовые баллады стали образцом для подражания. Весь свой последний период творчества Колтрейн играл, помимо тенор-саксофона, и на сопрано-саксофоне.

Джон Колтрейн умер, не дожив до 41 года. Приобретя широкую известность только к 33 годам, он успел за несколько лет сделать невероятно много. В 1971 году в калифорнийском городе появилась Церковь, избравшая своим небесным покровителем Джона Колтрейна. Церковь Святого Джона Колтрейна, которая в 1982 году вошла в состав Африканской православной церкви, и, таким образом, признала его канонизацию. Также Колтрейн получил специальную Пулитцеровскую премию в 2007 году.
Музыкант был женат дважды. Во втором браке родилось трое детей. Сын Рави стал саксофонистом и музыкальным продюсером.

По материалам публикаций