28.09.2023

Звезды джаза: Берт Эмброуз и Джимми Роджерс

Сегодня в нашей традиционной рубрике два талантливых музыканта, родившихся в сентябре – Берт Эмброуз (1896-1973) – скрипач и дирижер, музыкант, создавший одну из самых известных британских танцевальных групп «Ambrose & His Orchestra» и Джимми Роджерс (1897-1933) – один из первых исполнителей музыки кантри.

В нашей новой подборке – музыкальные произведения в исполнении этих талантливых джазменов, родившихся примерно в одно время, но в разных странах, и представляющих стилистически разные джазовые стандарты и направления.

Берт Эмброуз родился в Лондоне, в детстве переехал с семьей в США, обучался игре на скрипке в Нью-Йорке, свой путь профессионального музыканта начинал в оркестрах, аккомпанирующих немым фильмам в кинотеатрах. Позднее играл в симфонических и эстрадно-танцевальных оркестрах, в 1917-1922 годах руководил собственными оркестрами в нью-йоркских клубах и отелях (Club de Vingt, Clover Gardens и др.), сделал записи на фирме «Columbia», после чего вернулся в Англию, организовав и возглавив оркестр в лондонском «Embassy Club» (1923-1927). Эпизодически продолжал концертировать в Нью-Йорке.

В связи с ростом популярности бэнда в Великобритании отказался от постоянного места деятельности и перешел к работе по ангажементам в наиболее престижных клубах и ресторанах (в т. ч. в «Mayfair Hotel», «Cafe de Paris», «Ciro’s Club» и др.). В 1930-е годы танцевальный оркестр Берта Эмброуза считался лучшим в Англии и одним из лучших в Европе. Успеху способствовали регулярные радиотрансляции Би-Би-Си непосредственно из клубов (с 1928) и многочисленные записи на пластинки (в основном в студии Decca, UK).

В 1938-1939 годах Эмброуз выступал с октетом (расширяя его по необходимости до биг-бэнда), с начала 1940-х гг. много гастролировал с театрами варьете во главе небольших ансамблей, во время Второй мировой войны дирижировал армейским бэндом. В 1950-е гг. популярность оркестра Эмброуза начала постепенно угасать из-за изменившихся вкусов публики, что привело к его окончательному роспуску в 1956 году. Эмброуз занялся артистическим менеджментом. Кроме того, он писал аранжировки для теле-шоу, сочинял песни и инструментальные пьесы.

Берт Эмброуз со своим оркестром исполнял преимущественно танцевально-развлекательную музыку, популяризировал коммерциализированный свинговый стиль. Вместе с тем ему удалось достичь очень высокого качества музыкального исполнения, идеальной слаженности и сбалансированности звучания инструментальных групп, изысканности колорита и ритмической интенсивности, сближающей его оркестр с лучшими джазовыми биг-бэндами свинговой эры.

Стилистически оркестр Эмброуза теснее связан с джазом, чем другие аналогичные данс-бэнды во многом благодаря сотрудничеству с джазовыми музыкантами (подобно тому, как это было в оркестрах Пола Уайтмена, Бенни Гудмена или Гленна Миллера). Среди английских и американских музыкантов, которым Эмброуз помог добиться известности, — Джо Кроссмен, Джордж Чисхолм, Макс Голдберг, Лью Дэвис, Тайни Уинтерс, Дэнни Поло, бэнд лидеры Тед Хит, Стэнли Блэк, Джордж Ширинг, Джордж Мелакрино, аранжировщики Лью Стоун и Сид Филлипс, вокалисты Сэм Брауни, Элси Карлейл, Эверли Дэл, Вера Линн, Энн Шелтон, Денни Деннис. В числе самых популярных мелодий из репертуара оркестра: «After You», «Cotton Picker's Congregation», «Dinner at Eight», «Moaning for you», «Night Ride» и собственная композиция Эмброуза «When Day is Done». В США пользовались особым успехом еще в 1930-е годы мелодии «Hors D’Oeuvres», «I’m on a See Saw» и «South of the Border».
Музыкант умер в 1973 году во время работы в студии.

Джимми Роджерс, также известный как «Поющий кондуктор» (The Singing Brakeman), был первой звездой музыки кантри. В связи с этим ещё одно его прозвище было «Отец музыки кантри» (The Father of Country Music).

Джеймс Чарльз Роджерс родился в городе Меридиан (штат Миссисипи). Он был младшим из трёх сыновей. Его мать умерла, когда Джимми был ребёнком, и он провёл следующие несколько лет, живя с родственниками на юго-востоке Миссисипи и юго-западе Алабамы. Наконец он вернулся домой, чтобы жить с отцом, который к тому времени стал бригадиром на железной дороге.

Желание выступать на сцене возникло у Джимми в раннем возрасте. Его манила дорога. К 13 годам он дважды пытался организовать дорожные шоу, но оба раза отец возвращал его домой. Отец устроил его работать водовозом на железной дороге. Там он научился петь в свойственной ему манере, а рабочие научили его бренчать на гитаре. Через несколько лет он стал кондуктором на северо-восточной железной дороге.

В 1924-м, в возрасте 27 лет, Джимми заболел туберкулёзом. Болезнь временно оборвала его железнодорожную карьеру, но, в то же время, дала ему возможность вернуться к своей давней любви — музыке. Он организовал гастрольный тур и ездил по юго-востоку, пока однажды ураган не уничтожил его палатку. Он вернулся к работе кондуктора на восточном побережье Флориды, однако болезнь не позволила ему там остаться. Джимми перебрался в Тусон, штат Аризона, и устроился работать стрелочником. На этой работе он оставался около года, а затем, в начале 1927 года, вернулся с семьёй в родной Меридиан.

В том же 1927 году Роджерс решил отправиться в Ашвилл, Северная Каролина. В апреле он вместе с Отисом Кайкенделлом в первый раз выступил на радио. Несколько месяцев спустя Джимми собрал группу в Теннесси под названием Tenneva Ramblers и получил еженедельную радиопередачу. В августе 1927 года группа распалась, и первые записи Джимми делает один в Бристоле, Теннесси. Эти записи выходят в свет в октябре и пользуются определённым успехом. В ноябре, в Филадельфии, Роджерс проводит ещё одну сессию, в ходе которой он записывает четыре песни, включая «Blue Yodel», более известную как «T for Texas». В следующие два года было продано более полумиллиона копий этой песни, что было невероятным в те времена успехом.

Следующие несколько лет Роджерс был поглощен работой. Он снял короткометражный фильм «Поющий кондуктор» для «Columbia Pictures» и записал множество песен по всей стране. Участвуя в программе Красного креста, он, вместе с юмористом Уиллом Роджерсом, гастролировал по среднему востоку. В июле 1930 года музыкант записал «Blue Yodel #9», вместе с Луи Армстронгом и его женой Лилиан, которая аккомпанировала им на фортепиано.

Предпоследняя сессия Роджерса состоялась в августе 1932 года в Камдене, Нью-Джерси. В это время становится ясно, что его туберкулёз прогрессирует. Он больше не гастролирует, но выступает с еженедельной передачей на радио в Сан-Антонио, куда он перебрался, после того как «T for Texas» стала хитом.

В то время в стране свирепствует Великая депрессия. В мае 1933 года Джимми отправляется в Нью-Йорк для групповых записей. Эту сессию он начинает один и в первый день записывает четыре песни. Тем временем, звукоинженеры находят для него двоих музыкантов, с которыми он записывает ещё несколько песен, включая «Mississippi Delta Blues». Тем не менее, последнюю песню Джимми решает записывать один, и песня «Years Ago» подводит итог его карьеры.

Джимми Роджерс умер два дня спустя, 26 мая 1933 года. Ему было 35 лет.

Когда в 1961 году был учреждён Зал славы кантри, Джимми Роджерс был одним из первых трёх принятых туда людей (вместе с Фредом Роузом и Хэнком Уильямсом). Он был принят в Зал славы композиторов в 1970-м и в Зал славы Рок-н-ролла в 1986-м, как оказавший раннее влияние на этот музыкальный стиль.

По материалам:
https://pro-jazz.com/bert-ambrose.html
https://tunnel.ru/post-bert-ehmbrouz-bert-ambrose-1897-1973
https://www.last.fm/ru/music/Bert+Ambrose/+wiki
https://www.liveinternet.ru/users/2496320/post126049984
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8